8-800-700-84-36 Круглосуточно
Проект благотворительного фонда
помощи хосписам «Вера»
Горячая линия
паллиативной помощи
8-800-700-84-36 Круглосуточно

У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Что дальше?

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как добиться социальной поддержки от государства для семей детей с инвалидностью
21 сентября 2018
Поделиться
Содержание
У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Как получить социальную помощь от государства?
Медицинское учреждение отказывает в направлении на МСЭ. Что делать?
Инвалидность установлена. Что дальше?
Что делать, если мне отказали в моей просьбе?
Каковы требования к составлению письменного обращения?
Как я могу подать обращение?
Каков дальнейший путь рассмотрения обращения?
Что делать, если мою просьбу необходимо рассмотреть срочно?
Могут ли мне ответить на обращение в устной форме?
Что делать, если порядок рассмотрения обращения нарушен?
Кому писать жалобу, если я столкнулся с проблемами в поликлинике или в больнице?
Врачебная комиссия и консилиум врачей – это одно и тоже?  
Как я могу посодействовать проведению консилиума врачей? 
Как правильно составить обращение на имя главного врача?
Нужно ли прикладывать к обращению копии паспорта, свидетельства о рождении, справки, заключение медико-социальной экспертизы?

Родители тяжелобольных детей часто находятся в растерянности от того, что не знают, как отстоять права ребенка после установления диагноза. На основе вебинара юристконсульта фонда «Вера» Анны Повалихиной мы составили ответы на вопросы об обращении в государственные органы и медицинские учреждения, которые часто беспокоят родителей. 

У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Как получить социальную помощь от государства? 

По закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» человек с инвалидностью имеет право на социальную поддержку. Чтобы ее получить, нужно установить ребенку инвалидность.

Для оформления инвалидности нужно обратиться в медицинское учреждение, в котором наблюдается ребенок, и получить направление на медико-социальную экспертизу. Если ребенок находится дома, для оформления направления следует обратиться к лечащему врачу. Если ребенок еще долго будет находится в стационаре, то направление оформляется врачебной комиссией данного учреждения.

Сохраняйте все выписки из клиник и заключения специалистов, попросите врачей написать подробные рекомендации – они помогут в прохождении МСЭ. Если поликлиника по месту жительства отказалась внести в направление необходимые ребенку рекомендации, вы можете предоставить документы других медучреждений.

Медицинское учреждение отказывает в направлении на МСЭ. Что делать? 

Обратитесь с письменным заявлением к главному врачу медучреждения. Если медучреждение настаивает на том, что показаний для направления нет, то оно обязано выдать вам справку, с которой можно обратиться в бюро МСЭ самостоятельно.

Инвалидность установлена. Что дальше? 

Когда инвалидность установлена, вы можете оформить пенсию, пособие по уходу и получить предусмотренное законодательством для детей-инвалидов и их законных представителей социальное обеспечение от государства.

Что делать, если в моей просьбе отказали? 

Если в медицинском или ином учреждении вам отказали в компенсации за покупку инвалидного кресла, выписать препарат, в направлении на госпитализацию или другой просьбе, вы можете направить обращение в письменной форме руководителю учреждения (например, руководителю органа соцзащиты населения или главному врачу медицинского учреждения). Вы можете обжаловать письменный ответ, если сочтете его неправомерным.

Заявление – самое распространенное обращение. Оно содержит просьбу о содействии в реализации прав гражданина или сообщение о нарушении законов.

Если в ответ на ваше заявление вы получили отказ, вы можете направить жалобу на нарушение прав ребенка-инвалида в вышестоящий или надзорный орган или в прокуратуру. Жалобу сначала лучше направить в надзорный орган (в сфере здравоохранения – Росздравнадзор). Помните, что любой отказ государственного органа можно обжаловать в суде.

Каковы требования к составлению письменного обращения? 

  • Укажите наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которое направляется письменное обращение, либо ФИО должностного лица, либо должность соответствующего лица.
  • Напишите свои ФИО.
  • Укажите свой почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
  • Изложите суть предложения, заявления или жалобы.
  • Обращение можно написать от руки, но помните, что текст письменного обращения должен поддаваться прочтению. Если текст не поддается прочтению, вам могут отказать в ответе, ссылаясь на 4 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
  • Поставьте личную подпись и дату.
  • Если необходимо подтвердить свои доводы, приложите к письменному обращению копии документов и материалов. Если у вас запросили оригиналы документов, вам обязаны выдать расписку о приеме документов.
  • Укажите свой номер телефона и адрес электронной почты.

Всегда старайтесь писать обращение максимально лаконично, не стоит изливать лишние эмоции. Приводите только конкретные факты и аргументы по существу дела, иначе ваше обращение может остаться непрочитанным.

Как я могу подать обращение? 

Инструкция по отправке обращений в государственные органыКак правильно подавать заявления и жалобы в госорганы

Вы можете подать обращение лично. Вам нужно взять два экземпляра обращения: один с копиями документов оставить в приемной, а на втором проставить отметку о регистрации обращения – этот экземпляр оставьте себе.

Можно отправить документы по почте. Один экземпляр обращения с копиями документов отправьте с уведомлением и описью вложения. Уведомление должно вернуться обратно с отметкой о дате получения обращения адресатом. Сохраните его как подтверждение подачи обращения.

Также можно подать обращение через интернет-приемную в форме электронного документа через официальный сайт госоргана или учреждения.

Каков дальнейший путь рассмотрения обращения? 

Поступившее в госорган или учреждение обращение должно быть зарегистрировано в течение трех суток. Если регистрация занимает больше трех дней, вы можете подать жалобу в прокуратуру. Обращению присваивается входящий номер с указанием даты регистрации.

Если вы приносите обращение в приемную лично, необходимо принести два экземпляра обращения. Один отдаете, а на втором вам должны сразу проставить отметку о регистрации – этот экземпляр оставляете себе. С этого момента срок рассмотрения не должен превышать 30 дней.

Если обращение направлено по почте или через интернет-приемную, вы можете позвонить по телефону, указанному на сайте данного органа, и узнать входящий номер вашего обращения, а также информацию о том, когда вы получите ответ в письменной форме.

Что делать, если мою просьбу необходимо рассмотреть срочно? 

Укажите причину незамедлительного рассмотрения вашей просьбы в обращении и выделите ее жирным шрифтом. Например, если ребенку срочно нужен лекарственный препарат по жизненным показаниям, отметьте это в обращении.

Государственный орган или должностное лицо имеет право продлить срок рассмотрения обращения. Это может быть оправдано, если прокуратура инициировала проведение прокурорской проверки. В таком случае вам придет уведомление от прокуратуры, что ваше обращение принято и инициирована проверка. Срок обращения может быть продлен максимум на 30 дней.

Могут ли мне ответить на обращение в устной форме? 

Если вы обратились в письменной форме, то вам обязаны дать письменный ответ. Когда вы обращаетесь в государственный орган или к должностному лицу на личном приеме, вам могут разъяснить ответ устно, но только в том случае, если вы на это согласны.

Всегда лучше настоять на письменном ответе, так у вас останется доказательство, что вам что-то пообещали или в чем-то отказали.

Что делать, если порядок рассмотрения обращения нарушен? 

Вы можете подать жалобу в прокуратуру на действия должностных лиц. Они могут понести ответственность как за нарушение порядка рассмотрения обращения, так и за неправомерный отказ в приеме обращения, за предоставление недостоверной информации, за разглашение сведений о частной жизни гражданина и за его преследование в связи с критикой в обращении.

Иногда родители боятся писать жалобы, так как опасаются преследований со стороны различных госорганов или же того, что в данном учреждении к ним станут хуже относится. Во всех подобных случаях опасения родителей напрасны. Проблема не разрешится, если не обращать внимания на нарушения. Помните, что ваше обращение начинает существовать для системы только с момента официальной регистрации.

Кому писать жалобу, если я столкнулся с проблемами в поликлинике или в больнице? 

Сначала поставьте в известность своего лечащего врача. На него возложены функции по оказанию пациенту медицинской помощи в период лечения. Он должен оказывать своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставлять по требованию пациента информацию о состоянии его здоровья и при необходимости созывать консилиум врачей.

Если решить вопрос с лечащим врачом не удалось, вы можете обратиться к его руководителю к заведующему отделением. Если зав. отделением игнорирует ваши просьбы или оказывает на вас психологическое давление, пишите заявление в письменной форме на имя главного врача. К нему вы можете обратиться, если вам не выписывают рецепт на необходимый препарат или специализированное питание, отказывают в выписке из амбулаторной карты, не направляют на обследования и т.д.

Если врачебная комиссия отказывает в оформлении направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ), вы тоже можете жаловаться главному врачу. Он может сам пригласить вас на прием для решения вопроса или перенаправить задачу своему заместителю.

Врачебная комиссия и консилиум врачей – это одно и тоже?

Вебинар: «У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Что дальше?»Как получить социальную помощь для ребенка от государства, куда обращаться за поддержкой и что необходимо сделать после постановки диагноза.

Нет, это разные структуры. Врачебная комиссия – это постоянно действующий орган, который есть в каждой медицинской организации. Врачебная комиссия принимает решения в сложных и конфликтных случаях.

Консилиум врачей – это совещание нескольких врачей одной или разных специальностей. Консилиум созывается, чтобы установить состояние здоровья пациента, определить прогноз и тактику обследования и лечения или по другим вопросам. Также консилиум созывается, например, для назначения препарата, который не зарегистрирован на территории РФ.

Решение как врачебной комиссии, так и консилиума врачей оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента. Чтобы получить копию протокола, необходимо подать письменное заявление на имя главного врача учреждения.

Как я могу посодействовать проведению консилиума врачей? 

Для этого вам нужно обратиться к лечащему врачу, поскольку консилиум созывается по его инициативе. Если лечащий врач вам отказывает, напишите заявление на имя главного врача с просьбой о содействии в созыве консилиума врачей, обязательно указав причину его проведения, например, для получения разрешения на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата в Россию. Постарайтесь подробнее описать ситуацию с помощью фактов, приложите копии справок и подтверждающих документов. Не нужно эмоционально пересказывать суть дела – это может только сбить с толку тех, кто будет рассматривать вопрос. Не забывайте указать, что вам нужен ответ в письменной форме.

Как правильно составить обращение на имя главного врача? Например, мне нужно получить специализированное питание для ребенка с инвалидностью. 

Укажите, что ребенок был признан инвалидом (приложите копию справки об инвалидности), и в рамках набора социальных услуг (НСУ) вы имеете право получить специализированное питание по рецепту врача. Укажите, какой вид питания необходим ребенку, и в каком количестве. При необходимости срочного рассмотрения вопроса объясните, почему возникла срочность.

Попросите предоставить ответ в письменной форме. Приложите к обращению копию выписки из медицинского учреждения, где данное питание было ребенку рекомендовано, поставьте дату и подпись.

Нужно ли прикладывать к обращению копии паспорта, свидетельства о рождении, справки, заключение медико-социальной экспертизы? 

Все зависит от того, куда и по какому вопросу вы направляете ваше обращение. Если вы просите установить в подъезде пандус, вам нужно приложить копию паспорта с отметкой о регистрации, чтобы подтвердить адрес вашего проживания. Также вам нужно будет приложить копии справки об инвалидности ребенка и копию ИПРА, где указано, что ребенок нуждается в кресле-коляске.

Если же вы обращаетесь для получения лекарственных препаратов к главному врачу поликлиники по месту жительства, то тут копию паспорта предоставлять не надо, ведь в поликлинике есть ваша карта, где указаны паспортные данные. Не нужна и копия справки об инвалидности, эти данные тоже есть в поликлинике. Но вам нужно будет приложить рекомендации, на основании которых вам должны бесплатно выписать рецепты.

21 сентября 2018
Поделиться
Психология
«Я должен, я справлюсь, я смогу»

Психолог Ольга Шавеко о синдроме эмоционального выгорания у ухаживающих за тяжелобольным близким