Использование паллиативной химиотерапии
Использование паллиативной химиотерапии
Сегодня термин «паллиативная химиотерапия» все чаще встречается в выписках пациентов и не вызывает так много страхов, как раньше. И все же до сих пор остаются пациенты и даже врачи, которые воспринимают ее как приговор. О том, что же такое паллиативная химиотерапия, почему это не всегда про скорый конец жизни и кому она может помочь рассказала Ольга Геннадьевна Маторина — онколог-химиотерапевт, врач паллиативной помощи, выпускница Высшей школы онкологии.
Что такое паллиативная химиотерапия и чем она может помочь
Паллиативная химиотерапия проводится при метастатическом раке. Она направлена не на излечение, поскольку метастатические заболевания обычно не излечимы, а на уменьшение или сдерживание роста опухоли, уменьшение размеров метастазов, купирование боли и тягостных симптомов.
При оценке эффективности паллиативной химиотерапии специалисты обращают внимание не только на размеры опухоли, сколько на клинически значимые показатели результата — устранение тягостных симптомов и, как следствие, улучшение качества жизни пациента.
Иногда люди получают паллиативную химиотерапию годами. За одним курсом (или линией) может идти следующий, лечение меняется в зависимости от его эффективности.
Клинический случай
У меня была пациентка с метастатическим раком толстой кишки. Ей был 61 год. Она пришла с подругой, и они много плакали, потому что предыдущий онколог, к которому они обратились, сказал, что лечится нет смысла, а жить осталось полгода.
Мы провели несколько курсов паллиативной химиотерапии. Самочувствие улучшилось почти сразу. Сначала для купирования боли использовали анальгетики. Потом, когда терапия подействовала и опухоль стала уменьшаться, дозу обезболивающих удалось снизить, сохраняя хорошее качество жизни.
К сожалению, недавно эта пациентка умерла. Но вместо шести месяцев, она прожила три года. Три года паллиативной химиотерапии – три года жизни рядом с родными и друзьями.
Паллиативная химиотерапия подразумевает возможность использования как внутривенного так и перорального способа введения препаратов. Это зависит от заболевания человека и подходящей в его случае схемы лечения. Иногда используется сочетание внутривенного введения препарата с приемом таблетированной формы. Например, схема лечения рака толстой кишки предполагает курс приема таблеток с внутривенными инфузиями с определенной частотой. А при паллиативной метрономной (низкодозовой) химиотерапии в конце жизни используются таблетированные формы, которые можно принимать дома.
Что такое метрономная (низкодозовая) химиотерапия?
Метрономная терапия — это лечение низкими дозами препаратов. К сожалению, нет достаточного количества данных об эффективности такого подхода. Во-первых, препарат назначается в небольшой дозе, которая маловероятно будет эффективной. Во-вторых, пациенты в конце жизни страдают от токсичности препарата, но не успевают дожить до того момента, когда он мог бы стать эффективным. Я и команда, с которой я сейчас работаю, стараемся не использовать такие схемы лечения.
Основные препараты, используемые для паллиативной химиотерапии в конце жизни (метрономной терапии) смотрите по ссылке.
Обратите внимание: этот материал доступен только медицинским специалистам, зарегистрированным в личном кабинете.
Ни российские, ни зарубежные клинические рекомендации не включают в себя информации о метрономных режимах в конце жизни. В рекомендациях Национальной сети многопрофильных онкологических учреждений (США) (National Comprehensive Cancer Network - NCCN) при второй и последующих линиях терапии уже рекомендуется терапия, направленная на улучшение качества жизни.
Чаще всего метрономная терапия назначается «для родственников», а также с психологическим эффектом для пациента. Родные пациентов проживают горе через действие — у них есть активный запрос на избыточные и даже агрессивные виды лечения. Самому человеку уже не до того, у него плохое самочувствие, свои переживания.
Отказ от продолжения терапии в конце жизни — это сложное решение, в котором должны участвовать пациент, семья, онколог и другие специалисты, оказывающие помощь. Согласно некоторым исследованиям, химиотерапия в конце жизни может ухудшить прогноз и повысить потребность пациента медицинской помощи.
Побочные эффекты
У паллиативной химиотерапии, как и у любой другой эффективной терапии, могут быть побочные эффекты. Самые частые — это тошнота, рвота и диарея. Скорректировать их можно с помощью сопроводительной терапии для купирования симптомов или снижением дозировки. Чаще всего состояние удается держать под контролем, и, насколько это возможно, сохранять качество жизни.
Если при лечении метастатического рака по какой-то причине не назначена сопроводительная терапия, или пациент не принимает назначенную терапию, то выраженные побочные эффекты могут быть опасны для жизни. Тошнота приводит к отказу от еды, рвота и диарея к обезвоживанию. И соответственно к потере электролитов, нарушениям ритма сердца и другим нехорошим симптомам.
Побочные эффекты стереотипны и достаточно предсказуемы. Грамотный специалист, который читает статьи и постоянно ведет пациентов, заранее знает с какой вероятностью какие реакции будут во время приема того или иного препарата. Бывают пациенты с редкими побочными эффектами, но это действительно редкость и всегда можно найти информацию о похожих случаях.
Самые пугающие пациентов побочные эффекты — полинейропатия и некроз челюсти.
Полинейропатия чаще всего развивается в результате приема оксалиплатина и препаратов токсанового ряда (паклитаксел и доцетаксел). Сопроводительной и профилактической терапии для предотвращения развития полинейропатии не существует. Но считается, что можно снизить риск ее развития, если избегать температурных перепадов: не переохлаждаться, не принимать горячую ванну.
Последствия терапии в виде полинейропатии пациенты могут испытывать годами. Химиотерапия так повреждает нервное волокно, что оно восстанавливается только со временем. Мы можем влиять на симптомы полинейропатии — на онемение, жжение, боль. Но полностью избавиться от полинейропатии мы не можем.
Чаще всего жалобы на симптомы полинейропатии возникают у пациенток, прошедших лечение рака молочной железы и толстой кишки. Это связано с тем, что рак молочной железы хорошо лечится и для пациенток такое последствие лечения (снижение качества жизни) имеет очень большое значение.
У пациентов с метастатическими заболеваниям тоже может быть полинейропатия, но часто тягостные симптомы теряются на фоне основного лечения.
Полинейропатия может развиться как в начале приема терапии, так и через длительное время после ее приема.
Еще одно пугающее, но крайне редкое осложнение — некроз челюсти.
Наиболее часто встречается у пациенток с раком молочной железы, которым препараты, вызывающие данное осложнение назначаются часто, в том числе, для профилактики остеопороза. Они долго получают препараты и препарат успевает реализовать свою токсичность.
И снова нет сопроводительной и профилактической терапии. Целесообразно избегать стоматологических оперативных вмешательств, поэтому перед началом приема золедроновой кислоты рекомендован прием у стоматолога для своевременного лечения и снижения рисков на фоне приема терапии.
Если же у пациента поражается челюсть, то мы отменяем препарат и направляем человека к грамотному стоматологу-хирургу. Чаще всего мы не возобновляем в таком случае прием препарата. Но на сам рак препарат не влияет.
Качество жизни — важный критерий при выборе препарата, который учитывается и в ежедневной онкологической практике, и в клинических исследованиях. При назначении препарата всегда выбирается тот, который будет эффективен и навредит пациенту меньше, чем другие. Побочные эффекты изучены и у нас есть возможность предотвращать их развитие, или своевременно действовать в случае, если они возникли у пациента.
При низкодозовых (метрономных) режимах в конце жизни сама философия терапии основана на том, что за счет маленьких доз снижена токсичность, и побочных эффектов быть не должно. Но все-таки это нагрузка на организм и пациенты чувствуют себя хуже. Исследования показывают, что при приеме паллиативной химиотерапии в последние месяцы жизни повышается частота госпитализаций и уровень тревожности у пациентов. Решение о проведении паллиативной химиотерапии в конце жизни должно приниматься с учетом реальной клинической пользы и потенциального вреда от побочных эффектов.
Проблемы в паллиативной химиотерапии
Страхи и заблуждения пациентов
Многие пациенты с опасением и скептицизмом относятся к назначению паллиативной химиотерапии. Они ошибочно считают, что это только лечение таблетками в низких дозах, которое используется в конце жизни, когда получать другую терапию уже нет ни возможности, ни смысла.
Паллиативная химиотерапия показана не всем. Иногда состояние пациента уже не позволяет ее использовать. Это может быть связано как с тяжестью самого заболевания, так и с сопутствующими тяжелыми патологиями сердечно-сосудистой системы, печени, почек.
Если функции органов нарушены, значит, нарушен метаболизм. И тогда мы не можем ждать, что препарат будет правильно усваиваться и выводиться. А это увеличивает риски тяжелых побочных эффектов.
Иногда это сложно объяснить пациентам. Чаще всего они и их родные хотят продолжать терапию, не понимая, что это неэффективно и даже опасно.
Паллиативная помощь — это профессиональное сопереживание, выраженное в действииКак онколог может помочь пациенту, которого невозможно вылечитьНедостаток знаний
В основном, врачи-онкологи знают о паллиативной химиотерапии. Поэтому в большинстве случаев, если пациенту отказали в ее проведении, это обосновано. То есть если посмотреть анамнез и результаты анализов таких пациентов, мы увидим, что химиотерапия невозможна — небезопасна, неэффективна и нецелесообразна.
Гораздо хуже обстоят дела со знаниями о сопроводительной терапии. Купирование симптомов и поддержание хорошего качества жизни — это важно. Недостаток знаний в этой области приводит к преждевременному окончанию лечения, к снижению комплаенса между врачом и пациентом, а также к страданиям пациента в процессе лечения.
Кроме того, отсутствие знаний в области купирования симптомов приводит к тому, что врач назначает низкодозовые неэффективные схемы. Да, это очень сложно — сказать пациенту, что излечение для него невозможно. Поэтому некоторые врачи прибегают к неэффективным методам лечения, чтобы «хотя бы что-то делать», в то время, как бороться нужно не за выздоровление, которое уже невозможно, а за сохранение качества жизни на оставшийся срок.
К счастью, благодаря развитию паллиативной помощи во всех регионах России таких проблем становится меньше, ведь онкологам есть к кому направить пациента и с кем посоветоваться, если это необходимо.
Практические рекомендации по лечению тягостных симптомовВ помощь медицинским специалистам подготовили практические рекомендации по лечению наиболее часто встречаемых тягостных симптомов и состояний в паллиативной практике: тошноты и рвоты, одышки, запоров, зуда, икоты, анорексии и кахексииНедостаток времени
Время на прием ограничено, и врач в государственной клинике на это повлиять никак не может.
Времени недостаточно ни на то, чтобы во все вникнуть, ни на то, чтобы все объяснить пациенту. Это может приводить к выгоранию у специалистов, что, в свою очередь, снижает эффективность лечения и приводит к неудовлетворенности врача и пациента результатом.
Проблемы в коммуникации
К сожалению, не все умеют понятно говорить о прогнозе и сообщать плохие новости. Если бы такие разговоры проводились своевременно, пациентов с метрономной терапией в конце жизни было бы меньше.
Клинический случай
У меня был пациент с метастатическим раком. До визита ко мне он 4 года получал паллиативную химиотерапию, не зная ничего о прогнозе и о том, что терапия направлена не на полное излечение. То есть он действительно ждал, что очередная линия обязательно поможет полностью избавиться от заболевания.
Невозможность полного излечения нелегко принять. Грамотное и эмпатичное общение с пациентом в сочетании с паллиативной химиотерапией дает пациенту возможность принять болезнь и жить дальше, сколько это возможно.
Коммуникация — это то, чему очень важно учиться. Представьте, сколько проблем просто не было бы, если бы врачи умели говорить о прогнозах и сообщать плохие новости.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru.
Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги.