7 суеверий о смерти: отвечают священники

Разбираемся, как прощаться с умершими по-христиански

7 суеверий о смерти: отвечают священники

Разбираемся, как прощаться с умершими по-христиански
Содержание
Верно ли, что вещи умершего надо раздавать до 40 дней, позднее это будет бессмысленно с точки зрения предварительного Суда, который происходит на 40 дней?
Правда ли, что спустя 40 дней  после смерти человека плакать о нем нельзя, иначе «там» одежды мокнут?
Почему на поминках нельзя пользоваться ножами и вилками? Зачем занавешивать зеркала?
Говорят, если сильно горевать, умершие будут видеть это сверху и переживать. Они правда могут от этого мучиться так, что и рай не в радость?
Дети, умершие до рождения и в младенчестве, действительно становятся ангелами?
Часто советуют, если приснилось, что покойный голоден, отнести еду и выпивку на могилку. Это действительно работает?
Почему православным нельзя кремироваться? Почему нежелательно делать вскрытие?

Иногда, принимая обычаи и стереотипы за правила горевания, люди травмируют себя и друг друга. Особенно непросто бывает разобраться, если речь идет о так называемом «народном православии». Мы попросили настоятеля Свято-Троицкого храма белгородского села Новотроевка игумена Агафангела (Белых) и главу комиссии по семье Благовещенской епархии, священника Святослава Шевченко рассказать, что на самом деле Церковь думает о том, что ждет людей после смерти, и как правильно организовать прощание с умершими близкими.

Отец Святослав:

С вероучительной точки зрения православного христианства, смерть — это последствия грехопадения первых людей. Поэтому подсознательно она каждым человеком воспринимается как что-то противоестественное, мрачное. Но апостол Павел восклицает: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1, 21). То есть главное — это духовная составляющая человека, его бессмертная душа, которая наполняется жизнью через любовь к Богу. К сожалению, вокруг темы смерти и похорон сконцентрировано огромное количество суеверий, которые выросли в том числе из практических соображений, связанных с христианской культурой траура. 

Отец Агафангел:

Для начала мы должны определиться: что же, по мнению Церкви, нам вообще известно о посмертном пребывании? На самом деле - не так уж и много. Мы верим, что душа, отделившись от тела, сохраняет сознание, личность, память. Что ничто не исчезает. Знаем, что есть посмертное воздаяние за грехи этой жизни. Знаем о Суде и Воскресении. Более подробно нам ничего толком неизвестно.

«Никому из отшедших на тот свет, — говорит св. Иоанн Златоуст, — Бог не позволяет приходить и рассказывать о том, где и как пребывают души, отшедшие от нас, и это устроено с тою целью, чтобы демон, воспользовавшись этим, не ввел чего-либо от себя и не обольстил нас какими-либо призраками и обманами». Однако вы верим, что иногда, по особому промышлению Божию, бывают и явления умерших в нашем мире: не для рассказа о своем пребывании, а для для вразумления живущих.

Верно ли, что вещи умершего надо раздавать до 40 дней, позднее это будет бессмысленно с точки зрения предварительного Суда, который происходит на 40 дней?

Отец Святослав:

Лично я слышал другой вариант этого суеверия, что, наоборот, вещи нужно отдавать только по прошествии 40 дней. На самом деле, люди просто склонны упрощать то, что им сложно осмыслить. Христиане прекрасно знают, что раздача личных вещей и предметов покойного — это разновидность милостыни за упокой его души. Раздача этой милостыни не может быть привязана к каким-то дням и датам. Это нужно делать всегда. Главное помнить, что добрые дела в память об умерших — это очень важно.

Отец Агафангел:

Делать это можно всегда, а не только до сорока дней в том числе потому, что течение времени в ином мире Божьего Царства — иное. Время — это неотъемлемое свойство материи. Там, где нет материи и законы времени другие.

Одни богословы пишут, что Суд творится прямо здесь и сейчас, другие говорят о периоде «мытарств» или «чистилища» в западной религиозной практике. Как бы то ни было, мы знаем, что в будущем Божием Царстве времени вообще может не быть, потому что Бог вечен и неизменен, а время предполагает череду изменений. 

Милостыня в память об умерших — это добрейшее дело милосердия и любви. Её можно раздавать хоть всю оставшуюся жизнь. Апостол Пётр говорит о времени суда «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Христианское поминовение наших умерших близких, это молитва, милостыня, добрые дела в их память и литургическое поминовение, а не полуязыческие предрассудки и суеверия, рожденные от невежества. Будем это помнить.

Как смотрит на болезнь и близость смерти христианин, мусульманин, буддист и иудей?И что надо знать об этом сотрудникам и волонтерам хосписа

Правда ли, что спустя 40 дней  после смерти человека плакать о нем нельзя, иначе «там» одежды мокнут?

Отец Святослав:

В том нематериальном мире не может ничего мокнуть. Однако, у этого упрощения есть рациональное зерно. Слишком убиваться по усопшим, действительно, не в традициях христианства. Поскольку отчаяние — это грех, рождаемый от отсутствия надежды на жизнь вечную. Об этом говорит апостол Павел: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4, 13). 

Почему на поминках нельзя пользоваться ножами и вилками? Зачем занавешивать зеркала?

Отец Святослав:

Об истоках этого странного суеверия остаётся только гадать. Единственное практическое измерение, что мне приходит в голову — это уберечь родственников от выяснения отношений за столом, за которым нередко много спиртного. А на похороны обычно съезжаются родные и близкие, которые вполне могут иметь давние обиды и имущественные претензии. В деревнях поминки нередко заканчивались драками. Видимо, для того, чтобы исключить поножовщину кто-то придумал это оправдание отсутствия холодного оружия на столах.

Что касается зеркал, лично для меня очевидна первооснова этого суеверия. И она заключается не в мистике, что душа умершего заблудится в зазеркалье. Траур это особый период, когда не до разглядывания себя в зеркало. Вполне возможно, зеркала когда-то начали закрывать именно по этой причине. Но народу же нужно было как-то это объяснить, вот и додумали.

Говорят, если сильно горевать, умершие будут видеть это сверху и переживать. Они правда могут от этого мучиться так, что и рай не в радость?

Отец Святослав:

В этом представлении содержится глубокий богословский вопрос, хотя на поверхности мотивы как и в случае с якобы намокшими одеждами. Если кратко, то с точки зрения христианства Божия любовь перекрывает все переживания покойного. 

Похороны: смерть и небытиеАнтрополог Светлана Адоньева о похоронных обычаях в традиционной русской деревне и новшествах советского времени

Дети, умершие до рождения и в младенчестве, действительно становятся ангелами?

Отец Святослав:

Здесь, на мой взгляд, типичная попытка успокоить безутешных родителей умерших детей. Люди и ангелы — это в представлении христиан существа, сотворенные Богом, абсолютно разные. И согласно православному вероучению, ни люди не могут стать ангелами, ни ангелы людьми. Но в Царстве Небесном и те и другие могут быть причастниками радости в Боге.

Часто советуют, если приснилось, что покойный голоден, отнести еду и выпивку на могилку. Это действительно работает?

Отец Святослав:

Это, пожалуй, попытка оправдать другую форму милостыни. По сути, поминки это желание накормить людей, поэтому в стародавние времена за стол звали не только родственников, но и нищих, хромых, убогих. Сегодня от этой традиции осталась только раздача сладостей незнакомым людям. 

На кладбищах раньше частенько побирались обездоленные люди, собиравшие угощения с могил. Ныне такое можно наблюдать на Радоницу, когда бездомные набирают огромные пакеты. Сейчас подобная традиция, укоренившаяся в советскую эпоху, больше напоминает языческие тризныXтризныПиршества в память об умершем, часть языческих славянских погребальных обрядов славян, которые ничего общего с церковным обычаем не имеет.

Отец Агафангел:

Несомненно, посмертное бытие находится уже вне материальной области жизни: там не нуждаются в одежде или пропитании, не выходят замуж и не женятся. Поэтому нелепыми кажутся обычаи относить еду и спиртное на могилы, потому что, якобы, кто-то из умерших нам приснился голодным. 

Этот обычай пришел из глубокой древности, как угощение нуждающихся в память об ушедшем близком человеке. Христианское поминовение отличалось от языческой тризны с жертвоприношениями тем, что созывали голодных, нищих и кормили их, раздавали им милостыню, одежды и вещи. 

То, что по-настоящему важно для усопших  - это поминовение на Божественной Литургии. Это то, что является для нас образом соединения Творца и творения в Таинстве Евхаристии. И чем чаще мы поминаем наших умерших, тем лучше и для них, и для нас.

Есть поверье, что нужно заказать сорокоусты в семи или трёх храмах, но жертва Христова — едина. Что в семи, что в семидесяти храмах приносится Евхаристия в один день — это одна и та же Жертва. Лучше нам почаще приходить в один храм и самим помолиться и причаститься, чем магически рассылать по церквам поминовения, надеясь, что количество как-то перерастет в качество.

Тогда и для нас молитва о умершем может стать началом нашего христианского возрождения. 

В том числе поэтому, когда говорят, что нельзя пить водку на поминках, я говорю — лучше не стоит пить водку вообще никогда. Умершему мы этим не сделаем ни хуже, ни лучше, а тем, кто переберет алкоголя в день поминовения — хорошо точно не будет. Бессмысленно и ставить стопку с куском хлеба «для души». Это отголоски языческих тризн.

Почему православным нельзя кремироваться? Почему нежелательно делать вскрытие?

Отец Святослав:

Нежелательность кремации — это реальное церковное каноническое правило, выраженное в современном документе «О христианском погребении усопших». Церковь выступает за предание тела земле по старой христианской традиции, основанной на вере в телесное воскресение из мертвых. Но в качестве исключения со снисхождением смотрит на кремацию в тех странах, где другой способ погребения не предусмотрен.

Отец Агафангел:

Кремация и анатомирование на спасение души подействовать не могут. Никакие манипуляции с телами умерших не влияют на их последующую, загробную участь. В первые века мучители христиан говорили: «Вы веруете в воскресение, а мы вас сожжем в пепел». 

Именно таким гонителям апологет III века Марк Минуций Феликс отвечал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Многие мученики античной Церкви были сожжены, расчленены, изуродованы, и они не просто спасены, они святы перед Господом. Поэтому, поступая по мысли Марка Минуция, при возможности необходимо следовать сложившейся христианской традиции погребения. Но бывают ситуации, когда такой возможности нет. Тогда не нужно бояться ни кремации, ни анатомирования. «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Книга Иова, гл. 19).

От редакции:

Оба священника отказались комментировать представления об обязательном наличии на поминальном столе определенных блюд, запрете на мясо (холодец), обязанности непременно приготовить/съесть кутью. В их представлении, христианство является религией Любви, а значит, принуждение в вопросах, не влияющих на спасение души, избыточно.

Еще несколько полезных материалов по теме:

Смерть, которой ждутЕпископ Пантелеимон (Шатов) - о собственном опыте переживания смерти близкого, христианском отношении к умиранию и утешении верующего человека Ритуальные агентыНа что обратить внимание при выборе ритуального агента. Список религиозных ритуальных служб Прощание с умершимПрощание в морге, гражданская панихида, отпевание — что нужно знать о них Планирование похорон: выразить свою волю и позаботиться о близкихКатерина Печуричко — о том, зачем планировать похороны и как это сделать

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

https://pro-palliativ.ru/blog/chto-taitsya-za-zanaveshennymi-zerkalami/
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Звоните круглосуточно и бесплатно, если:
· не знаете, как помочь вашему тяжелобольному близкому,
· хотите узнать, как ухаживать за вашим близким дома,
· вы растеряны, потеряны и вам нужна поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно