Как составить план ухода за пациентом с болезнью Паркинсона

Какие блоки нужно включить в план ухода и почему это важно

Как составить план ухода за пациентом с болезнью Паркинсона

Какие блоки нужно включить в план ухода и почему это важно
Содержание
Первый блок — общая гигиена
Второй блок — профилактика рисков
Третий блок — специфические проблемы пациентов с болезнью Паркинсона

План ухода за пациентом поможет в работе не только медицинской сестре и врачам, но и пригодится всем, кто ухаживает за тяжелобольным человеком в стационаре и дома.

Ирина Прокопенко, старший преподаватель школы ухода «Мастерская заботы»  рассказала, что обязательно нужно внести в план ухода за человеком с болезнью Паркинсона. 

Статья подготовлена по материалам вебинара

Первый блок — общая гигиена

Общая гигиена включает в себя умывание, чистку зубов, утренний туалет, кормление, опорожнение и позиционирование. Если пациент может самостоятельно ходить, умываться и делать прочие дела, нужно отметить, нуждается ли он в помощи. Обязательно укажите, в какой именно: например, подержать кружку или помочь стоять или сидеть, пока он чистит зубы. 

  • Обязательно отмечайте, частичная или полная помощь нужна человеку — один пациент лежит все время в кровати и все процедуры нужно делать за него, а другой человек в состоянии сам подойти к раковине и умыться: его нужно только проконтролировать. 
  • Иногда пациенты с болезнью Паркинсона отказываются соблюдать гигиену. Тогда наша задача — поговорить с ними, объяснить, поддержать, предложить помощь. 
  • Ведите тезисный план: как часто моем голову и тело, как часто моем интимные части, чистим зубы. Весь алгоритм действий указывать необязательно. 
  • Если у человека нет проблем с глотанием, нужно только помочь ему — например, покормить с ложки, помочь пользоваться адаптивной посудой, научить есть другой рукой. Главное — описать проблему и необходимую помощь.
  • С опорожнение человеку часто бывает нужна помощь.
  • Важно следить за положением тела человека. На 3-й и 4-й стадии болезни Паркинсона человек не может двигаться сам. Наша задача — предупредить возникновение пролежней и контрактур. 
Лечение пролежней и опрелостейВ каких местах образуются пролежни, а в каких опрелости, как их лечить в зависимости от стадии

Планы ухода — это важная часть работы медсестры. Это позволяет держать всю информацию в одном месте, планировать ситуацию и наблюдать динамику.

  • Прежде, чем составлять план ухода, обязательно внимательно осмотрите и расспросите пациента, но при написании плана будьте краткими, излагайте все тезисно.
  • Планируйте уход за каждым пациентом, а не только за самыми тяжелыми.
  • Анализируйте и обсуждайте с коллегами сложные моменты.

Второй блок — Профилактика рисков

  • Профилактика контрактур. Важно заниматься с пациентом каждый день — по 10 движений в каждом суставе, пассивная гимнастика. Если человек уже с контрактурами и не может контролировать свои движения — позиционирование. 
  • Профилактика обезвоживания. Люди часто забывают пить воду! Помогайте пациенту: дайте ему «непроливашку», другие удобные для него средства. Контролируйте, чтобы человек выпивал хотя бы литр воды в день. 
  • Профилактика тромбозов и пролежней: это ежедневная гигиена, осмотры, физиологическая поза и смена положения. Обязательно коротко опишите, в какие позы вы кладете человека и что важно конкретно для него: вдруг в какой-то позе ему неудобно или у него есть дренаж. Для профилактики тромбозов нужно следить за тем, сколько человек пьет, попросить родственников купить компрессионное белье, бинтовать пациенту ноги.

Третий блок — специфические проблемы пациентов с болезнью Паркинсона

Проблемы с дыхательными путями

Корки в носу, заложенность носа, инфекция, выделения, которые не получается откашлять — все это случается у людей с болезнью Паркинсона. Им тяжело дышать глубоко, дыхание становится поверхностным, из-за этого — плохая вентиляция легких, одышка. Что с этим делать? 

  • Оценивайте глубину дыхания, наблюдайте, когда человеку не хватает сил глубоко дышать. 
  • Часто такие пациенты принимают препараты леводопа и карбидопа — через 20 минут после приема состояние улучшается, появляются силы. Потом действие препаратов проходит и сил становится меньше. Поэтому важно, чтобы все активности совпадали как раз с приемом препаратов. 
  • Проверяйте, не бледная ли кожа, нет ли цианоза вокруг рта или на ногтях, не становятся ли они голубовато-синими.
  • Контролируйте кашель, помогайте пациенту принять положение, в котором ему легче откашливаться.
  • Помогайте пациенту принять высокое положение Фаулера или «полуфаулера». 
  • Если человек ходит, попробуйте мотивировать его ходить больше, когда действует препарат. Поощряйте глубокое дыхание, повороты, которые как бы «массируют» легкие. 
  • Если человек не может самостоятельно откашляться, используйте аспиратор и убирайте слизь, чтобы он мог нормально дышать.
Практические рекомендации по лечению одышкиО методах устранения обратимых причин одышки, в том числе в последние дни и часы жизни пациента, а также — о том, что нужно объяснить родственникам пациента, страдающего одышкой

Проблема нарушения мыслительного процесса

Человек с болезнью Паркинсона может легко отвлекаться, говорить что-то неуместное, долго думать, быть безразличным или сосредоточенным только на себе. Естественно, у него ухудшается память. Что можно сделать?

  • Оцените, насколько человек депрессивен, есть ли у него суицидальные мысли;
  • Интересуйтесь, что человек чувствует, какие эмоции испытывает;
  • Внимательно проверяйте список препаратов, которые принимает человек — некоторые лекарства могут вызывать сонливость и обездвиженность, которая еще больше расстраивает человека;
  • Если человек постоянно находится в постели, проверяйте его состояние каждые 4 часа. 

Проблемы с речью 

У пациентов с болезнью Паркинсона могут быть проблемы с речью: им сложно разговаривать (или они вообще не могут говорить), они могут заикаться, им тяжело улыбаться из-за того, что мышцы становятся жесткими. Из-за этого меняется артикуляция, людям сложно контролировать эмоции на своем лице. Речь становится монотонной, медленной (пациенту сложно вспомнить, как называется объект, у него рассеивается внимание). Человек может не разделять слова или слоги, или, наоборот, говорить слишком быстро. 

Что мы должны сделать? 

  • Проверьте, понимает ли нас пациент, и может ли он кивать в ответ. 
  • Если человек может говорить, побеседуйте с ним. Пусть даже он медленно произносит слова, по слогам и с паузами. 
  • Сами говорите короткими предложениями, с паузами, смотрите, как человек реагирует на это. 
  • Если пациент говорит быстро, плачет, у него искажается лицо, возможно, он встревожен, переживает, ему больно. Спросите, не болит ли у него что-то? Если есть боли, обсудите это с врачом. 
  • Смотрите человеку в глаза, убирайте другие источники шума, чтобы человек мог сосредоточиться на разговоре. 
  • Не торопите его, давайте ему время обдумать и сосредоточиться, сохраняйте спокойствие и будьте с пациентом в одном темпе. 

Нарушение мобильности

Пациент не может быстро встать, у него нарушается походка, не хватает баланса и координации, замедленная реакция, он может упасть, движения становятся мелкими и отрывистыми, походка — «мелкая», шаркающая. 

  • Помогите человеку научиться вставать с раскачивания «на раз, два три»;
  • Объясните, что прежде чем встать, надо сначала подвинуться к краю сиденья;
  • Попросите человека вставать медленно — чтобы не падало давление и он не потерял сознание;
  • Научите человека концентрироваться на походке — учите его маршировать, делать походку размашистой, поднимать руки в стороны;
  • Чтобы человек не задевал ногу за ногу, научите его шагать ногой немного вбок;
  • Делайте с человеком упражнения, чтобы мышцы не сковывались, это не займет много времени, всего 10-15 минут. 
  • Обсудите с врачом различные расслабляющие процедуры, например, теплые ванночки. Мы иногда кладем горячее свернутое полотенце на затылок и на лоб, от этого человеку легче, он немного расслабляется. 

Нарушение глотания 

Люди с болезнью Паркинсона иногда не могут глотать, жевать, часто поперхиваются. Поэтому:

  • Внимательно следите за тем, как человек глотает и не забывайте проводить трехглотковую пробу. Здесь вы можете посмотреть видео о том, как это сделать; 
  • Следите за положением головы человека и помогайте ему, чтобы она не запрокидывалась назад, когда он ест; 
  • Кормите человека только сидя — иначе он может подавиться. Это опасно!
  • Перед едой попросите пациента пожевать жвачку или пососать леденец, чтобы вырабатывалась слюна — пусть пожует сначала на одной, потом на другой стороне;
  • Давайте продукты, которые он может есть! Попросите родственников принести пациенту что-то вкусненькое. 
  • Когда пациент ест, обязательно проговаривайте с ним каждое движение:  наклоняем голову немного вперед, кладем еду на язык, закрываем рот, губы, зубы — начинаем жевать, сначала на одной стороне, потом на другой. Напоминайте ему об усилии, которое нужно для глотания. 
  • Делайте пациенту перед едой массаж шеи, чтобы сделать мышцы более подвижными. 

Методы оценки дисфагии и профилактики аспирации у паллиативных пациентовКакие нюансы надо учитывать при проведении «пробы трех глотков» у паллиативных пациентов, каковы предикторы дисфагии, как оценить и профилактировать риск аспирации

Риск падений

  • Обязательно проанализируйте, как человек ходит и куда, какие маршруты использует (например, когда идет в туалет). Посмотрите, что у него на ногах, под ногами — оцените безопасность!
  • Когда человек ложится спать, он должен знать, что когда он проснется, он обязательно должен вызвать медицинскую сестру, помнить, где у него лежит кнопка вызова. Включайте на ночь маленький ночник, убираете тапочки и коврики из-под ног. 
  • Напоминайте человеку, что он обязательно должен с вами связаться, когда он проснется (например, захочет в туалет), ведь он может забыть, как вставать и из-за этого упасть с кровати.
Профилактика падений пациентовКоротко о том, как обустроить пространство в больнице или хосписе

Проблема с эмоциональным состоянием

Человеку сложно сжиться со своим диагнозом: он не понимает, что происходит, особенно на ранних этапах заболевания. Поверьте, это очень тяжело. И при этом у него сохраняется критическое отношение к своему состоянию, он осознает, что не справляется, что у него нет контроля над своей жизнью. Что делать?

  • Постарайтесь сделать так, чтобы те, кто ухаживает за человеком, не менялись. Идеально подменять друг друга по 12 часов. Человеку трудно будет воспринять, если каждый день у него была новая медицинская сестра. 
  • Постарайтесь проводить с человеком ежедневно хотя бы 10-15 минут. Возможно, вы будете единственным человеком, кто с ним общается, поэтому это очень важно.
  • Помогайте человеку только по необходимости, не надо делать за него все! Поощряйте его самостоятельность — это поднимет ему самооценку и прибавит ощущение контроля над жизнью, уверенности. 
  • Не проводите никаких манипуляций, не объяснив и не согласовав их с человеком. Дайте ему ощущение контроля над своей жизнью, потому что зависимость от кого-то очень расстраивает. 
  • Если человек расскажет о каких-то пожеланиях, возьмите их в работу. Не стоит считать это манипуляцией, для него это момент общения. 
  • Определите у пациента сильные стороны и хорошие качества, умения — и смело акцентируйте внимание на этом. Это повысит его самооценку пациента. Но хвалите искренне, чтобы это не походило на лесть. 
  • Используйте ресурсы сообщества — в Интернете есть форумы, сообщества, посвященные болезни Паркинсона. Предложите родственникам изучить их и показать своему близкому — пусть он посмотрит, зарядится позитивом, осознает, что не одинок. На YouTube много историй, когда люди рассказывают про себя: как они болели или болеют сейчас. Это вдохновляет людей.
Общение с пациентами. Советы медсестрамИрина Прокопенко, медсестра, старший преподаватель школы ухода «Мастерская заботы» рассказывает, как наладить общение с пациентами и их родственниками

Недостаток знаний о заболевании

Очень часто люди с болезнью Паркинсона не знают особенностей своего заболевания, не понимают, что с ними происходит и почему. Пожалуйста, рассказывайте пациенту о Паркинсоне — это это за болезнь, чем она отличается от других, какие у него симптомы, что вы будете с этим делать. 

  • Расскажите человеку, что ему нужно делать ежедневно: гимнастика, гигиена. Напоминайте ему об  этом, он может забывать;
  • Планируйте день пациента по часам: прием препаратов, процедуры, физкультура. Корректируйте график при необходимости. Старайтесь сделать так, чтобы активность была на пике действия препаратов;
  • Обязательно объясняйте пациенту, почему его режим дня выстроен именно так, какие препараты он принимает и для чего они нужны. 

Проблемы со стулом

Обычно у пациентов с болезнью Паркинсона случаются запоры — человек мало ест, пьет мало воды. Некоторые препараты также могут замедлять перистальтику, могут появляться анальные трещины, геморрой. Сам человек боится тужиться, боится боли. Чтобы таких проблем не было:

  • Регулируйте вопрос питания до возникновения проблем с дефекацией;
  • Контролируйте дефекацию, отмечайте, когда и сколько раз человек сходил в туалет;
  • Обсуждайте с врачом возможность микроклизм, чтобы провоцировать дефекацию.

Проблемы со сном

  • Если человек падает или сползает с кровати во сне — постелите рядом с кроватью матрас;
  • Если у пациента бессонница, увеличьте количество бодрствования днем;
  • Затемните комнату пациента;
  • Сделайте так, чтобы человек не слышал посторонних шумов — например, предложите ему беруши.

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

https://pro-palliativ.ru/blog/kak-sostavit-plan-uhoda-za-patsientom-s-boleznyu-parkinsona/
Поделиться

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно