Последний разговор
Последний разговор
Публикуем монолог онкопсихолога Павла Сапожникова о последнем разговоре с умирающим близким: как подобрать слова, что важно сказать, чего мы боимся и почему стоит преодолеть свой страх.
Я точно знаю, что однажды каждому из нас придется стать участником самого сложного разговора на свете.
Так же я знаю, что как бы мы не готовились, как бы не репетировали, мы всегда будем к нему не готовы. Возможно, у кого-то в течении жизни подобных бесед будет несколько.
Так случилось, пришло ваше время сопровождать родного человека на финальном отрезке его пути и, утопая в праведном гневе, оплакивая уходящую жизнь, вы понимаете: настало время прощаться.
Как это сделать? Что сказать? В какой момент, ведь осталось не так много времени. Это сверхсложно, но это нужно и вам, и тому, с кем вы навсегда прощаетесь.
В какой-то момент, находясь рядом с этими людьми, заглянув в их глаза, вы почувствуете некий импульс, мягкий толчок внутри своего разрывающегося от горя сердца. В тот момент, когда потоки бессмысленной и неловкой болтовни иссякнут, вам захочется сказать о самом главном.
И в этот момент вы можете подумать: «Понимает ли тот, с кем я рядом, что он умирает?». Понимает - на пороге смерти люди, чаще всего, чувствуют приближение своего конца.
Вдруг он не готов говорить об этом? Что если я начну этот разговор и сделаю только хуже? Вдруг мой любимый человек подумает, что я ставлю на нем крест?
Сильные доводы, чтобы не начать самый сложный разговор в вашей жизни. Но не будет ли это жалким оправданием вашей собственной слабости? Не думаете ли вы, что этот разговор будет опасен для вас самих?
Подумайте. Мы знаем, что человек, с которым мы сейчас рядом, умирает. Что звук нашего голоса, содержание наших слов, наших движений, нашего отношения к нему, наши намерения станут последним из того, что он воспримет и унесет в вечность. Как внимательно, как заботливо и с какой любовью мы бы говорили тогда?
Опыт показывает, что перед лицом смерти стирается всякая обида, горечь и взаимное отвержение. Возможно, самый сложный разговор начнется из глубокой, подлинно человеческой заботливости молчания, когда по вашим щекам будут струиться слёзы. Скажите сквозь эти слезы: «Я так рад сейчас побыть с тобой», и на какое-то время замолчите, побудьте в этом. Не воздвигайте между вами и вашим близким целый мир незначительных слов или поверхностных эмоций. И в какой-то момент вы начнете говорить серьезно, говорить глубинно, произнося то немногое, что действительно стоит сказать.
У нас должно быть мужество и такт, которые позволят обреченному заговорить о своих страхах. Потому что одна из самых тяжелых вещей для него - это лежать, замкнувшись в свое одиночество, проистекающее из того, что он не решается высказаться (как замечал митрополит Антоний Сурожский).
Прощание с умирающим человеком может нести в себе разные посылы: этот душераздирающий опыт может добавить страданий и тому, кто уходит, и тому, кто остается, но можно этого избежать - путем искренней, болезненной, но освобождающей последней беседы с человеком, который точно понимает, что он умирает.
И когда вы будете готовы, когда вы поймете, что человек, с которым вы рядом, тоже готов, вы почувствуете тот самый момент интимного вакуума, когда ваши души словно прикоснутся к друг другу, и скажете:
- Прости меня. За то, что я сделал тебе больно, прости за то, что я не сделал чего-то, и это причинило тебе боль.
Возможно, это звучит эгоистично, но, попросив прощения, вы убережете себя от мучительных мыслей, что не сделали этого вовремя. У каждого из нас, состоящих в близких отношениях с кем-то, есть. за что попросить прощения. И это приносит облегчение и вам, и тому, с кем вы прощаетесь.
- Я прощаю тебя.
Попросив прощения, не удивляйтесь, если ваш родной человек обратится к вам с той же просьбой. В конце жизни человеку очень важно быть прощенным, не уходить с грузом вины. В прощении люди умирают легче.
- Я люблю тебя.
И это должно быть правдой, всё то, что вы доносите - должно быть правдой.
Возможно, в какой-то момент, произнося эти фразы, вы будете плакать и, скорее всего, вы увидите слезы на лице родного человека, потому что это больно. Прощаться осознанно - очень больно, и этот разговор раздавит ваше сердце. Но одновременно и принесет вам облегчение, вам обоим.
- Спасибо за то, кем ты был для меня.
Мы значим друг для друга очень много. Мы влияем на характеры и судьбы дорогих нам людей, и для тех, кто уходит от нас навсегда, подобные признания дарят облегчение и чувство их значимости жизни в нашей судьбе.
Мы знаем истории, когда диалог по душам бывает невозможен. Когда обреченный не в сознании. И если вас терзают сомнения, слышит ли он вас, чувствует ли он ваше присутствие, нуждается ли в прощении и в том, чтобы вы его отпусти, - ответ: безусловно, да. Когда, казалось бы, речь не нужна, вас не слышат - всё равно говорите. Своими словами вы прикоснетесь к его душе. Тактильность - мягкие касания могут сказать гораздо больше самых правильных слов. Очень часто в конце жизни долго и тяжело болеющий человек чувствует себя неприятным, и нежное прикосновение любящих рук может быть для него красноречивее любых слов - ведь мы понимаем любовь тактильно.
- Прощай...
Нет ни одного человека, которому было бы легко говорить о тяжелой болезни, о приближающейся смерти. Это сложно для врачей, для родных. В рубрике "Сложные разговоры" мы собрали статьи и размышления, которые могут помочь хоть немного разобраться в этой трудной теме.