Психологические трудности и рекомендации по профессиональной адаптации в работе паллиативных медицинских сестер
Психологические трудности и рекомендации по профессиональной адаптации в работе паллиативных медицинских сестер
Медсестра - профессия, без которой медицина невозможна. Это особенно ощущается в паллиативной медицинской помощи. Как получается, что такие ценные сотрудники как медсестры и медбратья зачастую приходят к эмоциональному опустошению, «выгоранию», и что с этим можно сделать? Об этом в статье для журнала Pallium рассказала медицинский психолог, научный сотрудник отделения клинической психологии НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, психолог БФ «Подари жизнь» Наталья Клипинина.
Различная психологическая поддержка, направленная на профилактику выгорания помогающих специалистов, работающих в медицине, рассматривается как один из основных параметров заботы о профессиональных кадрах, гарантирующей длительную и эффективную профессиональную самоотдачу. Подобная поддержка специалистов является также необходимым условием качества оказываемой специалистами помощи и заботы об их пациентах. Ввиду обилия и разнообразия функций и факторов, приводящих к эмоциональной нагрузке медицинских сестер в тяжелой соматической медицине и паллиативной помощи, проблема их выявления и разработки программ эффективной психологической поддержки медицинских сестер очень актуальна. В данной статье приводится обзор основных психологических аспектов работы, усиливающих риск эмоционального выгорания медицинских сестер в тяжелой соматической и паллиативной медицине.
Весомый вклад в профессиональное выгорание медицинских сестер, по данным исследований последних лет, вносят феномены «усталости сострадания» и «горевания специалистов».
Также в статье обозначены основные направления психологической помощи медицинским сестрам, типы программ, зарекомендовавших свою высокую эффективность в качестве профессиональной поддержки и профилактики эмоционального выгорания.
Психологические сложности в работе медицинских сестер
Перечень функций и обязанностей медицинских сестер, работающих во взрослой или детской тяжелой соматической (онкологии/гематологии, иммунологии, реанимации, трансплантации органов и т. д.) и паллиативной медицине чрезвычайно широк. В силу близости, интенсивности и длительности своего контакта с подопечными и их семьями, а также в силу самой специфики и философии паллиативного подхода сестринские функции не могут быть ограничены или сведены только к медицинскому уходу за пациентами.
Они неизбежно связаны с оказанием медицинскими сестрами духовной, психологической, а иногда даже и психотерапевтической поддержки своим подопечным и их близким, имеющим различные нужды и часто находящимся в тяжелом физическом и психологическом состоянии [1]. Все это многократно усиливает психологическую и «моральную» нагрузку в работе медицинских сестер.
Наиболее «энергоемкими», отнимающими одновременно много физических и психологических ресурсов, являются следующие функции:
- тщательный уход за подопечными, стремление поддержать высокое качество их жизни;
- внимательная оценка состояния пациентов и их потребностей;
- своевременный и точный менеджмент боли (оценка и немедикаментозное управление болевыми переживаниями в дополнение к медикаментозному обезболиванию);
- организация поддерживающей среды (у детей/подростков – помогающей и развивающей);
- эмоциональная поддержка пациентов и семьи в ситуации кризиса и когда им нужно сообщить плохие новости;
- разделение с пациентами и семьями эмоционального напряжения, тяжелых переживаний, поддержание в них надежды и сохранение смысла жизни в ситуации тяжелой болезни и умирания.
Медицинским сестрам приходится сталкиваться со страданиями пациентов и их близких, с умиранием и смертью пациентов, при этом они ощущают, что возможности их профессиональной помощи не безграничны. Они ощущают низкую социальную значимость собственной работы и своего положения, что еще больше усугубляется невысокой оплатой труда и частым обесцениванием их работы со стороны других медицинских специалистов. При этом уровень требований к выполнению их профессиональных обязанностей очень высок. Все это значительно снижает мотивацию работы сестер. При работе с детьми и подростками их эмоциональное напряжение особенно усиливается в связи с ощущением несправедливости, бессмысленности, жестокости происходящего. Персоналу бывает особенно трудно принять то, что происходит с пациентами детского хосписа [1–10].
Подобные психологические сложности во многом определяют у медицинских сестер низкую эмоциональную удовлетворенность своей работой, высокий моральный дистресс и внутреннее напряжение как на эмоциональном, так и на когнитивном уровнях. А имеющийся у них личный опыт неприятных событий и переживаний, столкновение с ситуациями болезни и смерти в собственной жизни или жизни близких в прошлом при повторении или сходстве подобных ситуаций в работе с пациентами могут приводить к так называемой вторичной травматизации. Травматизации способствуют и ситуации, когда в отделениях, службах, где работают медицинские сестры, случаются внезапные смерти или череда смертей [1]. В совокупности данные факторы способны приводить к психологическому выгоранию медицинского персонала паллиативных служб, определяемому в целом как потеря мотивации работать, механистичность и формальность ее выполнения, обилие психологических и соматических симптомов неблагополучия специалиста.
Эмоциональное выгорание обусловливает текучесть кадров, снижение качества оказания помощи и уровня заботы о пациентах в паллиативе [1–10]. В последнее время феномен эмоционального выгорания пытаются рассмотреть более пристально, дифференцировать и выделить в нем аспекты, на которые можно прицельно и эффективно повлиять.
Выявлено, что в выгорании медицинских сестер существенный вклад вносят как минимум два процесса: «усталость от сострадания» (compassion fatigue) и «горевание специалистов».
Первое понятие – «усталость от сострадания» – определяется как снижение энергии, желания работать из-за того, что специалисты не могут больше сопереживать состоянию пациентов, устали проявлять сострадание и сочувствие к подопечным и их ситуации, у них произошла своеобразная утрата эмпатии.
Под гореванием специалистов понимаются не только переживания, связанные с неизлечимостью болезни и умиранием подопечных, к которым в процессе работы возникает привязанность. Процесс горевания специалиста активизируется также всякий раз, когда специалист ассоциирует (объективно или субъективно) невозможность облегчить страдания пациента с дефицитом тех или иных профессиональных навыков, воспринимает ее как собственную профессиональную неудачу, чувствует профессиональную беспомощность [1].
Именно усталость от сострадания и горевание специалистов в настоящее время часто оказываются в фокусе внимания психологов, организаторов здравоохранения, целями которых является разработка программ профилактики профессионального выгорания сестринского персонала [1–4].
В данных программах появляются и некоторые рекомендации по профессиональной позиции медицинских сотрудников.
Так, например, оптимальной для профилактики выгорания является позиция специалиста, в которой соблюден баланс между двумя крайними полюсами возможных взаимоотношений – чрезмерной открытостью, близостью специалиста к подопечным и его семье и полной отстраненностью, холодностью в отношениях.
Первая крайность чревата для медицинских сестер повторными травматизациями, сложностями разделения и контроля эмоций, эмоциональной усталостью от эмпатии. Вторая позиция оказывается рисковой в связи с потерей чувственной ткани в работе, чрезмерной механистичностью и потерей смысла работы. Динамичность позиции в указанном континууме между двумя крайностями, сохранение чуткости к потребностям пациента и его семьи и одновременно осознание невозможности «взять на себя» эмоциональную и физическую боль подопечных – гарантия устойчивости и продуктивности в работе. Исследователи подчеркивают, что важно, чтобы помогающие специалисты понимали, что нормально испытывать время от времени очень острые эмоции и переживания, так же, как и не испытывать их время от времени [1–4].
Положительный результат в отношении профилактики выгорания дают программы совершенно разной направленности. Активное вовлечение в участие в них медицинских сестер продемонстрировало уменьшение их профессионального дистресса, меньший процент выгорания и более высокий уровень удовлетворенности работой даже по сравнению с медицинскими сестрами других отделений, где профессиональная эмоциональная нагрузка значительно ниже (например, с сестрами амбулаторных отделений, а также отделений, не связанных с тяжелой медициной и паллиативом) [6, 9, 10]. Во многих из этих программ внимание к условиям и особенностям организации работы медицинских сестер оказывается более важным и значимым для предотвращения выгорания, чем внимание к личностным и психологическим особенностям самих специалистов.
Организация работы медицинских сестер
Для специалистов, ответственных за организацию работы медицинских сестер в тяжелой и паллиативной медицине, важно прежде всего повышение рабочего комфорта медицинских сестер. Это касается удобного графика работы, оптимизации распределения выполняемых функций, организации рабочего пространства, координации действий и профессиональной логистики, передачи смен, подбора коллектива на дежурствах и т. д. Отдельной задачей становится контроль за соблюдением баланса работы и отдыха, графика дежурств, выходных и отпусков, соотношения рабочего времени и времени, необходимого для восстановления сил.
Медицинские сестры, участвующие в программах непрерывной профессиональной подготовки, оказываются более психологически готовы к своей работе и более устойчивы к профессиональному дистрессу.
Поэтому вовлечение подчиненных и организация непрерывного образования становится еще одним важным фактором организации работы медицинских сестер, способствующим профилактике выгорания.
Продуктивны также поддержание дополнительной мотивации медицинских сестер, организация справедливой системы поощрения в работе, снижение конкуренции и уменьшение «субьективизма» оценок.
Ввиду сильной эмоциональной нагрузки в тяжелой соматической и паллиативной медицине руководителям рекомендуется быть чуткими к эмоциональным нуждам и переживаниям работающих у них сотрудников, оказывать необходимую эмоциональную поддержку в психологически сложных ситуациях на работе (в том числе при возникновении конфликтов, напряжения).
Улучшение качества взаимодействия внутри коллектива за счет создания атмосферы общности, поддержки, организация атмосферы открытости и возможности обсуждать сложные рабочие ситуации, создание внутри коллектива ритуалов прощания с умершими подопечными – важные аспекты командообразования, повышающие профессиональную устойчивость [1–2, 8–10].
Повышение профессиональной компетентности
Улучшение профессиональных навыков и различных компетенций, связанных с многообразием функциональных обязанностей медицинских сестер, – хорошая опора в повседневной работе. Это повышает чувство собственной профессиональной эффективности. Участие в различных мастер-классах, тренингах (по осуществлению различных видов манипуляций, уходу, позиционированию, освоению различных устройств и приспособлений, перевязочных материалов, немедикаментозному менеджменту различных симптомов, тайм-менеджменту и т. д.) способствует профессиональному росту, обмену опытом, интеграции медицинских сестер в более широкое профессиональное сообщество и дает им столь необходимую поддержку. Среди коммуникативных компетенций особенно ценно уделять внимание повышению навыков общения с пациентами разных возрастов (в том числе невербальными), навыкам профилактики конфликтов, поддержки пациентов и подопечных в кризисе (в ситуации паники, депрессии, горе), навыкам общения на эмоционально тяжелые темы.
Подготовка сестер к работе с пациентами в конце жизни и их семьями
Некоторые программы подготовки и поддержки реанимационных, паллиативных медицинских сестер сфокусированы на обучении навыкам и манипуляциям, необходимым для ухода за подопечными именно в конце жизни. Часто они включают в себя и психологическую подготовку к работе с умирающими пациентами через проработку личных представлений специалистов о сложных событиях жизни: болезни, горе, смерти. Осмысление этих тем, выявление собственного отношения к ним, осознание собственных эмоций и страхов способствуют большей эмоциональной устойчивости специалистов, повышению жизнестойкости в ситуации болезни, страданий, горя подопечных и их семей.
Это делает специалиста менее уязвимым, позволяет ему более эффективно поддерживать подопечных и их близких.
Практики заботы о себе
Основой разнообразных программ заботы о себе в первую очередь являются внимание и контроль за удовлетворением базовых потребностей специа
листов, таких как сон и питание, образ жизни, баланс между работой и отдыхом, контроль за расходом физической и психологической энергии и своевременное пополнение этих ресурсов. Предполагается, что забота о своем благополучии должна быть комплексной. Внимание стоит уделять физическому, эмоциональному, социальному, духовному, личностному, финансовому и рабочему благополучию.
Программы заботы о себе включают обучение медицинских сестер практикам и способам снятия физического и эмоционального напряжения, релаксации, практикам осознанности, техникам управления негативными эмоциями, методам и способам пополнения физических сил и эмоциональных ресурсов.
Возможность овладеть навыками понимания себя и самоподдержки в сложных ситуациях позволяет медицинским сестрам самостоятельно оказать себе помощь в ситуациях, когда возможность внешней поддержки отсутствует. В качестве эффективных программ зарекомендовали себя и различные дневниковые практики с последующим анализом собственных записей, дневники с упражнениями по формированию поддерживающего и позитивного мышления. Еще одним примером подобных навыков могут служить программы по увеличению жизнестойкости, опирающиеся на развитие способности выдерживать неприятные ситуации и эмоции, проходить сложный опыт, сохраняя веру и благодарность, открывая новые смыслы и возможности ситуации. В таком случае столкновение с эмоционально тяжелым профессиональным опытом может даже способствовать так называемому посттравматическому росту, стимулирующему личностное и профессиональное развитие.
Баллинтовские семинары
Подобные семинары представляют собой групповой формат психологической работы, где проводится обсуждение психологически сложных в профессиональном смысле случаев из работы медицинской сестер. Ведущий семинара, модератор организует и следит за соблюдением определенных правил организации пространства. Участники получают возможность исследовать и анализировать психологические аспекты своей работы, получить эмоциональную поддержку, приобретают более широкий взгляд на ситуацию, обмениваются с коллегами мыслями и опытом решения сложных ситуаций [1–10].
Литература
1. Паллиативная помощь детям. Под ред. Голдман Э., Хей н Р., Либен С. Пер. с англ. – М.: Практика, 2017, 672 с.
2. Neumann J. L., Lih-Wen Mau L-W., Virani S., Denzen E. M., Boyle D. A., Boyle N. J., Dabney J., De KeselLofthus A., Kalbacker M., Khan T., Majhail N. S., Murphy E. A., Paplham P., Parran L., Perales M-A., Rockwood T. H., Schmit-Pokorny K., Shanafelt T. D., Stenstrup E., Wood W. A., Burns L. J. «Burnout, Moral Distress, Work–Life Balance, and Career Satisfaction among Hematopoietic Cell Transplantation Professionals». Biol Blood Marrow Transplant 24 (2018), p. 849–860.
3. Adwan J. Z. «Pediatric Nurses’ Grief Experience, Burnout and Job Satisfaction». Journal of Pediatric Nursing (2014) 29, p. 329–336.
4. Cross L. A. «Compassion Fatigue in Palliative Care Nursing». Journal of Hospice & Palliative Nursing p. Vol. 21, No 1, February, 2019, p. 21–28.
5. Zadeh S., Gamba N, Hudson C., Lori Wiener L. Taking Care of Care Providers: A Wellness Program for Pediatric Nurses J Pediatr Oncol Nurs. 2012; 29 (5): 294–299.
6. Moody K., Kramer D., Santizo R. O., Magro L., Wyshogrod D., Ambrosio J., Castillo C., Lieberman R., Jerry Stein J. Helping the Helpers: Mindfulness Training for Burnout in Pediatric Oncology – A Pilot Program. Journal of Pediatric Oncology Nursing 30 (5), p. 275–284.
7. Colvill G.. Paediatric intensive care nurses report higher empathy but also higher burnout than other health professionals. Evid Based Nurs. January 2018, vol. 21, No 1, p. 25.
8. Bonetti L., Tolotti A., Valcarenghi D., P, edrazzani C., Barello S., Ghizzardi G., Graffigna G., Sari D., Bianchi M. «Burnout Precursors in Oncology Nurses:
A Preliminary Cross-Sectional Study with a Systemic Organizational Analysis». Sustainability 2019, 11, 1246.
9. Nowrouzi B., Llghtfoot N., Lariviè re M., Carter L., Rukholm E., Schinke R., Belanger-Gardner D. Occupational Stress Management and Burnout Interventions in Nursing and Their Implications for Health Work Environments A Literature Review. Workplace health & safety, June, 2015, p. 1–8.
10. Sekol M. A., Kim S.Ch. Job satisfaction, burnout, and stress among pediatric nurses in various specialty units at an acute care hospital. Journal of Nursing Education and Practice, 2014, vol. 4, No 12, p. 115–124.