Социальное обслуживание. Часть 1 — Про Паллиатив

Социальное обслуживание. Часть 1

depositphotos.com
Как устроена система социального обслуживания в России, какие есть социальные услуги и кому они положены
Время чтения: 5 мин.
depositphotos.com
23 декабря 2020
Поделиться
Содержание
Законы и термины. Зачем в них разбираться?
Права получателей социальных услуг
Обязанности поставщиков социальных услуг
Что не имеют права делать поставщики социальных услуг
Обязанности получателей социальных услуг

Как получить социальные услуги и можно ли повлиять на их предоставление в конкретном регионе. Как оказание социальных услуг регулируется на федеральном уровне, а как — на региональном. Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг и что делать, если в социальных услугах отказывают.

Обо всем этом рассказывала на вебинаре Анна Повалихина, юрисконсульт благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Статья подготовлена по его материалам и разбита на две части. Вторую часть материала вы можете прочитать по ссылке в конце текста.  

Законы и термины. Зачем в них разбираться?

Даже людям, далеким от юриспруденции, могут пригодиться знания о том, что обозначают те или иные термины в законах. Это нужно, чтобы понимать, когда и на что вы имеете право, что можете потребовать и на что пожаловаться. А еще иногда юридические понятия так сложно сформулированы, что понять их обычным людям почти невозможно. Поэтому — объясняем.

Законы

Основы социального обслуживания граждан Российской Федерации устанавливает    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он действует на всей территории России и регулирует все основные вопросы предоставления социального обслуживания. 

Кроме того, в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, в которых устанавливаются конкретные нормы социального обслуживания — порядок предоставления социальных услуг, их перечень и прочее. Но они ни в коем случае не могут противоречить нормам федерального законодательства. Например, если по Федеральному закону определенные «категории граждан» имеют право получать социальные услуги бесплатно, то региональный закон не может установить иное. А вот расширить перечень этих категорий законодатели субъекта РФ могут. 

Термины

Социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг. 

Получатель социальных услуг — это человек, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга. 

Например, вашей пожилой соседке трудно самостоятельно ходить в магазин, и ей не помешала бы помощь соцработника. Но пока она просто жалуется на это, встретив вас у подъезда, с точки зрения государства, она не является получателем социальных услуг. Женщина им станет, лишь когда напишет заявление в соответствующую инстанцию и там ее таковой признают.  

Поставщики социальных услуг — это организации, государственные и негосударственные, которые, собственно, эти услуги предоставляют и которые включены в реестр поставщиков социальных услуг конкретного региона. 

То есть, если продукты вашей соседке приносит директор близлежащего магазина, то с точки зрения закона он не поставщик соцуслуг, а просто добрый человек. 

Стандарт социальной услуги — это основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления каждой социальной услуги. В каждом регионе стандарт определяется нормативным актом, которым регламентировано, что в рамках конкретной услуги можно получить. 

Например, согласно стандарту предоставления услуги по покупке и доставке на дом продуктов, действующему в Ростовской области, вес продуктов, которые социальный работник покупает и приносит на дом, не должен превышать 7 кг. Если соцработник говорит, что больше 3 кг ему приносить тяжело, то нужно обратиться к руководителю организации, которая предоставляет эту социальную услугу, с просьбой либо поменять соцработника, либо организовать выполнение им  своих обязанностей в том объеме, который установлен соответствующим Порядком оказания социальных услуг в регионе. 

Основные принципы социального обслуживания (установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ):

  • равный, свободный доступ вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг; 
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность. 

Знать принципы социального обслуживания может быть полезно:

  • когда они нарушаются и вы обращаетесь в органы государственной власти за защитой прав, гарантированных государством;
  • когда вы обращаетесь по вопросу предоставления услуги, которой в вашем регионе либо нет, либо она оказывается с нарушением принципов.

Например, вы хотите, чтобы в вашем регионе оказывалась на дому услуга социальной няни. Но вам предлагают поместить ребенка в социальное или медицинское учреждение в качестве социальной передышки. Это противоречит принципу «Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде», особенно если речь идет о тяжелобольном ребенке, которому важно быть дома. Опираясь на это, можно добиться, чтобы услугу оказывали именно в той форме, в которой вы хотите.

Права получателей социальных услуг 

  1. Уважительное и гуманное отношение.
    Если с вами грубо разговаривают — это повод для жалобы.
  2. Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг.
    Вам обязаны все подробно объяснить. 
  3. Выбор поставщика социальных услуг.
    Это означает, что в вашем регионе должна быть не одна организация, предоставляющая необходимую услугу, а несколько, чтобы у вас был выбор. 
  4. Отказ от предоставления социальных услуг.
    Вы имеете право отказаться от предоставления услуг.
  5. Защита своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ.
    Вы имеете право жаловаться, если считаете, что ваши права нарушены.
  6. Участие в составлении индивидуальных программ.
  7. Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащего  ухода.
  8. Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
    Этот пункт касается людей, которые находятся в социальных учреждениях. Например, в интернатах или домах престарелых. 
  9. Социальное сопровождение.
    Например, если соцработник видит, что его подопечному нужна медицинская, психологическая или юридическая помощь, он поможет эту помощь получить.
Набор социальных услуг — что это такое и как его получить?Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется

Обязанности поставщиков социальных услуг

Полный список обязанностей можно прочитать в статье 12 Федерального закона — их довольно много. В этой статье остановимся на нескольких.

Поставщики социальных услуг обязаны:

  1. Предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

Этот пункт дословно повторяет то, что написано в правах получателей социальных услуг. То есть вы не только имеете право знать во всех подробностях, что вам положено по закону, но вам об этом обязаны рассказать; 

  1. Обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  2. Выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  3. Обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

  1. Ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  2. Применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  3. Помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Получатели социальных услуг тоже имеют обязанности

Если вас признали получателем социальной услуги, вы обязаны:

  1. Предоставлять сведения и документы, необходимые для того, чтобы социальную услугу вам оказали;
  2. Своевременно информировать об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в социальных услугах.
    Этот пункт чаще всего нарушают в случаях, когда человек восстановил способность к самообслуживанию (например, в результате реабилитации), но забыл об этом сообщить; 
  3. Соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и полностью оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг, если по договору они оказываются за деньги.

Продолжение статьи о социальном обслуживании вы можете найти здесь.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

23 декабря 2020
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Если вам или вашим близким срочно необходимо обезболивание, помощь хосписа, консультация по уходу или поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Как оформить инвалидность

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение

Подробнее
Родственникам
Как оформить инвалидность

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение

Патронажный уход Buurtzorg: голландский опыт малых команд

Buurtzorg - система патронажного ухода, перевернувшая голландское здравоохранение. Ее придумал и основал в 2006 году бывший медбрат Йос де Блок, и сегодня Buurtzorg – самоуправляемые команды медсестер и медбратьев – известны по всему миру. Предлагаем познакомиться с их опытом.

Подробнее
Важно
Патронажный уход Buurtzorg: голландский опыт малых команд

Buurtzorg - система патронажного ухода, перевернувшая голландское здравоохранение. Ее придумал и основал в 2006 году бывший медбрат Йос де Блок, и сегодня Buurtzorg – самоуправляемые команды медсестер и медбратьев – известны по всему миру. Предлагаем познакомиться с их опытом.

«Причинять добро» - не наш случай

Как работает и чем необычна «Забота по соседству», некоммерческая патронажная служба из Подмосковья

Подробнее
Важно
«Причинять добро» - не наш случай

Как работает и чем необычна «Забота по соседству», некоммерческая патронажная служба из Подмосковья

Патронажный уход Buurtzorg: голландский опыт малых команд

Buurtzorg - система патронажного ухода, перевернувшая голландское здравоохранение. Ее придумал и основал в 2006 году бывший медбрат Йос де Блок, и сегодня Buurtzorg – самоуправляемые команды медсестер и медбратьев – известны по всему миру. Предлагаем познакомиться с их опытом.

Подробнее
О паллиативной помощи
Патронажный уход Buurtzorg: голландский опыт малых команд

Buurtzorg - система патронажного ухода, перевернувшая голландское здравоохранение. Ее придумал и основал в 2006 году бывший медбрат Йос де Блок, и сегодня Buurtzorg – самоуправляемые команды медсестер и медбратьев – известны по всему миру. Предлагаем познакомиться с их опытом.

«Причинять добро» - не наш случай

Как работает и чем необычна «Забота по соседству», некоммерческая патронажная служба из Подмосковья

Подробнее
О паллиативной помощи
«Причинять добро» - не наш случай

Как работает и чем необычна «Забота по соседству», некоммерческая патронажная служба из Подмосковья

8 нормативно-правовых актов, которые регулируют оказание паллиативной медицинской помощи в России

Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь

Подробнее
Как оформить инвалидность

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение

Подробнее
О паллиативной помощи
Как оформить инвалидность

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно