Когда скальпель бесполезен, слова становятся единственным инструментом врача

Как говорить с пациентом о приближающейся смерти?

Когда скальпель бесполезен, слова становятся единственным инструментом врача

Как говорить с пациентом о приближающейся смерти?

Сообщение плохих новостей — сложное, неблагодарное и ответственное дело, которого многие врачи всеми силами стараются избежать. Онкопсихолог Павел Сапожников рассказывает о том, как врачу вести себя с пациентом, которого нельзя вылечить. 

Мы напридумывали бесконечное множество рецептов, как красиво и достойно жить, и ни одного, как красиво и достойно умереть. В какой-то момент, на дороге удивительных открытий и побед, медицина отвергла смерть. Но несмотря на чудеса и возможности лечения, мы так и не научились не умирать, а навык говорить о смерти и готовить себя к умиранию, практически утратили. 

6 сложных ситуаций в общении врача и пациентаКак реагировать, если родственники пациента угрожают жалобами или уходят от общения, и почему врач не должен принимать решение за семью

Встреча со смертельным диагнозом у пациента происходит один раз в жизни. У доктора эта встреча происходит множество раз, но не смотря на это, многие врачи избегают откровенных разговоров со своими пациентами о приближающейся смерти. Не всегда понимая, насколько важно для пациента морально и физически, подготовиться к своей смерти. Иметь возможность заранее подготовить свои похороны, помочь близким попрощаться с собой, рассказать «где зарыты сокровища» и ощутить, что его жизнь подошла к своему логическому завершению.

Где и как должен начинаться этот разговор? Кто должен произнести уставшему от изматывающего лечения, но не теряющему надежду на выздоровление человеку слова  «вы умираете»? Нужно ли вообще говорить людям о том, что жизнь их подходит к концу, и если да, то как? Довольно часто, этот разговор откладывается доктором до последнего, в надежде, что он не случится. Хотя обсуждение смерти и умирания в онкологии должно быть естественным и предсказуемым процессом, а не внезапной необходимостью в критической ситуации. Команда медицинских работников должна помочь пациенту, и его семье преодолеть путь от надежды к осознанию неминуемой смерти.

Что такое плохая новость? Это та новость, которая негативно сказывается на вашей дальнейшей жизни. Когда речь идет о нашем здоровье, есть два варианта плохих новостей.

Первый — у вас плохой диагноз. Второй — вы умираете.

С первым вариантом наши доктора справляются мастерски, потому что после сообщения о плохом диагнозе, они могут предложить огромный перечень мер по спасению. Благодаря глубокими знаниями и умениями, в их головах, как по волшебству возникают невообразимо сложные и витиеватые схемы из непроизносимых лекарств, многоэтажных обследований, разного рода процедурных вмешательств, призванных помочь в борьбе с коварным врагом, а если все это не сработает, всегда можно что-нибудь отрезать или вырезать. 

Со вторым вариантом «вы умираете» все обстоит гораздо сложнее. В какой-то момент, вся медицинская рать решила не рассказывать безнадежно больным пациентам о приближающейся смерти. Безусловно, из лучших побуждений. Многим пациентам не сообщалось о страшной перспективе из-за опасения неадекватных, слишком сильных эмоций, из опасения убить в пациенте надежду и появления у него суицидальных настроений.

Во многом реакции пациентов на страшное известие зависит от стиля подачи. Грубое слово может добить человека, равнодушное напутствие — испоганить то последнее время, что у него осталось. 

Уравновешенные сочувствием, искренность и честность, аккуратно и вдумчиво озвученная правда, даже самая страшная, освобождает от неопределенности. Откровенный, неторопливый разговор с сопереживающим доктором, смотрящим в глаза, а не в экран монитора, может помочь обреченному начать подготовку к последнему отрезку своего пути.

Психологи работающие бок о бок с докторами в медицинских учреждениях как раз могут помочь врачам освоить навык безопасного общения для себя и своих пациентов на столь сложную тему. Психолог не всегда может быть рядом с врачом, когда это необходимо. Но в силах психолога поговорить с коллегами на темы:

  • Что такое плохая новость? 
  • Как и кому сообщать плохие новости, пациенту, семье или всем сразу?
  • Техника безопасности в сложных беседах с пациентом. 
  • Профилактика выгорания для медицинского персонала. 

Возможно сейчас для тех кто всё знает, пришло время снова учиться? Возможно, в учебных заведениях появятся люди, которые смогут научить молодых и талантливых докторов относиться к смерти так, чтобы она стала для них осознанной частью работы, и говорить о смерти со своими пациентами честно, и сострадательно, не разрушая при этом себя?  

Медики стали крестными нашего первого вдоха — они нас встречают, они научились поддерживать и продлевать в нас жизнь как никогда раньше, но они не умеют нас провожать. Они учились спасать людей долгие годы. Их учили, что медицина — только для жизни. 

«Информация о диагнозе принадлежит, в первую очередь, пациенту»Британский врач Брюс Клеминсон - о праве пациента знать о неблагоприятном прогнозе вопреки желанию родственников, о подходящих вопросах, обстоятельствах и времени для сообщения плохих новостей

Очень часто возникает вопрос, кому сообщать плохой диагноз и о переводе пациента на паллиативное сопровождение, сообщать ли самому пациенту, что он умирает, или сказать об этом только его родственникам? 

Моральная ловушка для медиков со сложным выбором. Но на самом деле все очень просто, мы должны помнить и понимать — тело принадлежит пациенту, и только он должен решать, говорить о своем состоянии родным или нет.

Что происходит с пациентом, когда ему сообщают по-настоящему плохую новость? Он глохнет! Потому что после сообщения происходит физиологическая реакция — психика защищает человека, на какое-то время пациент перестает слышать доктора. 

В самом начале сложной беседы у нас в арсенале есть всего два предложения.

Мы сообщаем, что сейчас будет плохая новость. Например вы говорите пациенту «Присядьте, пожалуйста, мне нужно кое-что вам сказать» или «Мы получили результаты исследования и они не такие хорошие, как мы надеялись». Всегда, прежде чем говорить на сложные темы, усадите человека.

Таким образом вы предупреждаете человека и затем самыми простыми словами, без медицинских терминов, как можно проще, вы произносите второе предложение, ту самую плохую новость.

«Мне очень жаль, но у вас рак» или «Мне очень жаль, но ваш организм не откликнулся на лечение, оно не помогло». 

И вы замолкаете на какое-то время. Потому что вы только что ударили человека. Важно помнить о том, что плохая новость приносит физическое страдание. Это настоящий удар по организму. И на какое-то время от шока человек перестает слышать, важно дать ему несколько минут молчания и не прятаться за потоком медицинских терминов и прогнозов. 

Встреча с пациентом. Что важно помнить и как себя вести:

  • Объясняйтесь четко и кратко, меньше терминов. Не нужно читать лекцию. Двух предложений достаточно. Помните — когнитивные возможности снижаются после сообщения плохой новости, человек перестает вас слышать.
  • Говорите низким, спокойным голосом. Низкий голос дает пациенту и вам дополнительную поддержку.
  • Помните: ваши глаза должны быть на одном уровне с глазами пациента.
  • Делайте паузы, допускайте моменты тишины, потому что вы говорите о том, что трудно принять.
  • Будьте готовы к разным реакциям пациента. Позвольте пациенту отреагировать на то, что он услышал, какой бы эта реакция ни была.
  • Уточните, что будет делать пациент сразу после встречи с вами. Это поможет предотвратить суицид. Кроме того, этим вопросом вы возвращаете пациента в реальность. Получите ответ и узнайте, можете ли вы ему чем-то помочь прямо сейчас?

Сообщение плохих новостей — это сложная коммуникативная задача. Она включает вербальный компонент (произнесение новости), а также распознавание эмоций пациента и реакцию на них, вовлечение пациента в принятие решения, поиск способа сохранить надежду и обеспечить поддержку. В идеале сообщение плохой новости — это живое взаимодействие между врачом и пациентом, в ходе которого врач не только передает информацию, но и понимает по реакции, как она воспринята и какие у пациента появились вопросы. 

 

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru. 

Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги. 

https://pro-palliativ.ru/blog/kogda-skalpel-bespolezen-slova-stanovyatsya-edinstvennym-instrumentom-vracha/
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Звоните круглосуточно и бесплатно, если:
· не знаете, как помочь вашему тяжелобольному близкому,
· хотите узнать, как ухаживать за вашим близким дома,
· вы растеряны, потеряны и вам нужна поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно