Хоспис отлично сбивает спесь

Хоспис отлично сбивает спесь
Как это – выступать для тяжелобольных людей в хосписе, какую роль в их жизни играет музыка и что такие концерты дают самому музыкантуПолина Осетинская — пианистка, исполнитель широкого репертуара концертов с оркестром — уже много лет постоянный волонтер благотворительного фонда «Вера». Специально для портала «Про Паллиатив» она рассказала о своем решении стать волонтером, о пути и страхах, а еще о том, насколько это важно для нее и для людей, которые ее слушают.
***
В 2008 году я впервые стала матерью, у меня родилась дочка. И материнство открыло во мне какие-то совершенно новые грани, душевные порывы, эмпатия стала работать… как будто только тогда она и начала по-настоящему работать.
Любое человеческое страдание стало во мне отзываться довольно остро. Я стала следить в соцсетях за Галей Чаликовой, Верой Миллионщиковой, Лидой Мониавой, Нютой Федермессер, читала разные истории. Тогда еще не было ни детского хосписа, ни выездной службы, и дети уходили во взрослом хосписе.
Потом у меня родился сын, примерно в то время я начала примерять истории, которые читала, на себя. И невозможность помочь хоть чем-то, кроме денег, не давала мне покоя. Хотелось сделать что-то, внести свой вклад.

Из архива Благотворительного фонда «Вера». Концерт Полины Осетинской в Первом московском хосписе
Перед первым концертом в хосписе я очень боялась! Я была как будто заторможенная, внутренне зажата. Но после выступления я начала понимать, что мой страх — это просто трусость! Родители, которые с этим живут, — все они удивительно мужественные люди. Персонал, который не меняется из года в год, — я восхищаюсь этими удивительными людьми!
Со временем я перестала воспринимать это как «кошмар и ужас». Да, есть неизлечимые заболевания, есть ситуации, которые мы никак и ничем не можем изменить. Но жизнь не должна останавливаться! В ней по-прежнему должно быть место всему. Это очень хорошо отражает слоган «Жизнь на всю оставшуюся жизнь».

Я увидела, что хосписы — это места, которые созданы по-настоящему добрыми людьми. В них столько жизни, столько света! Я бы хотела, чтобы все хосписы в нашей стране были именно такими.
Теперь я каждый раз прихожу в хоспис с радостью и надеждой.
У меня нет одного постоянного репертуара, и я не отказываюсь, если меня просят что-то сыграть. Единственное правило — я играю светлую музыку, от которой не остается тяжелого послевкусия, уж точно не траурную, не слишком сложную, и обычно не играю что-то современное. В музыке, которую я выбираю для хосписа, есть гармония, она «захватывает в свой эмоциональный плен».
В Первом московском хосписе ушла от рака моя подруга. И, пока она там находилась, я знала, что она была в надежных руках, которые точно не прибавят боли и страдания. Я знала и до этого, но сейчас особенно четко увидела и не могла сдержать благодарности к тому отношению к смерти, болезни и неизбежности, которое там принято. Это возвращает веру в человечество.
Ведь все мы знаем, какие бесчеловечные условия бывают в разных медицинских организациях, в домах престарелых, в ПНИ. С какими чудовищными бесправием и жестокостью сталкиваются люди…
Именно против этих бесправия и жестокости я и борюсь, как могу и как умею.
Я надеюсь, что моя музыка помогает, утешает, приносит, для кого-то последнюю радость.
И это действительно так, после концертов меня благодарят. Пожилые люди вспоминают свои молодые счастливые годы, как они танцевали и влюблялись. Была одна женщина, она рассказала мне, что вальс «вернул ее в молодость», когда у нее был роман, а она сама была молода и счастлива.
Музыка ведь работает, как невербальный психотерапевт. Она успокаивает, дарит приятные эмоции, утешает. Музыка помогает проживать эмоции, в том числе горе и гнев, — то, с чем часто сталкиваются неизлечимо больные люди. И в результате она помогает принять какие-то вещи, которые принять было тяжело. Это ее колоссальное свойство. И, я убеждена, что музыка в хосписе помогает не только пациентам, но и их близким.
А на мои концерты очень часто вместе с пациентами приходят их родственники. Я помню, например, как все выступление один мужчина сидел и держал за руку свою уходящую жену. Очень трогательно быть свидетелем таких, казалось бы, простых моментов: как внуки навещают дедушку, как родители сидят рядом с молодыми пациентами…
Для меня поначалу было сложно понять специфику концерта в хосписе. Это совсем не концертный зал, в котором царит тишина. Кто-то может издавать разные звуки, кто-то захочет пить, кого-то нужно увезти или привезти…
Мне потребовалось время, чтобы к этому привыкнуть, понять что это абсолютно естественно и нормально, чтобы перестать смотреть через призму своей академической высоколобости. Хоспис отлично сбивает спесь.
И еще я думаю, что не только пациентам и их близким важны мои концерты, они и для меня многое значат. Как и любой волонтер, я получаю свою «выгоду»: во-первых, я получаю ощущение причастности, нужности. Во-вторых, это дает мне силу и крепость: ведь мы часто жалуемся на жизнь, когда у нас неприятности, думаем, что нас обделили, обидели, не принимаем обстоятельства… а потом приходишь в хоспис, и все это как рукой снимает.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru.
Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги.