Как создавать учебные программы, на которых медицинские специалисты захотят учиться
Как создавать учебные программы, на которых медицинские специалисты захотят учиться
С развитием паллиативной помощи растет спрос на обучение специалистов, а немногочисленные эксперты-практики волей-неволей становятся преподавателями. Их опыт и знания — обязательное, но недостаточное условие качественного обучения. Делиться экспертизой, не учитывая потребности и возможности учеников, все равно, что лить воду из таза в бутылку: и бутылка не наполнится, и 80% воды мимо. Не «проливать» знания помогает студентоцентричный подход при разработке учебных программ. Как его реализовать, расскажем на примере опыта работы Учебного центра ГБУЗ «Центр паллиативной помощи ДЗМ»
Как услышать запрос будущих учеников
Студентоцентричный подход предполагает, что при создании учебных программ мы в первую очередь ориентируемся на запрос будущих студентов. Поначалу мы пытались определить его, задавая вопросы нашим преподавателям — все они занимали в Центре паллиативной помощи руководящие должности и имели немалый практический опыт в паллиативе. Казалось, кто, как ни они, понимает, какие знания и навыки нужны врачам и медсестрам нашего учреждения; как и когда их лучше обучать; что будет мешать, а что мотивировать учиться.
Тем не менее, обратная связь от первых учеников показала, что некоторым темам мы уделили недостаточно внимания, а по другим информация, наоборот, оказалась избыточной. Стало понятно, что исследование потребностей и специфики целевой аудитории (то есть будущих учащихся) — обязательный этап при разработке образовательного контента и одна из основных задач Учебного центра.
Существуют различные способы исследования целевой аудитории: глубинные интервью, массовые опросы, фокус-группы, наблюдение за работой специалистов, анализ данных контроля качества, проведение пилотных проектов и др.
В 2020 году, только получив лицензию на образовательную деятельность, мы решили выяснить, какие темы обучения будут наиболее востребованы среди врачей нашей организации, когда и как они предпочитают учиться. Сначала провели 16 глубинных интервью с врачами стационаров и выездных служб, занимающих рядовые и руководящие должности (сценарий и вопросы интервью можно посмотреть тут. Сделанные выводы мы проверили количественно — путем массового опроса, в котором приняли участие 104 врача.
Это лишь один из полученных нами полезных ответов. К результатам исследования мы обращаемся до сих пор.
Кроме того, исследование крайне важно и на этапе подготовки конкретных программ. Например, при разработке темы по диагностике и терапии психических расстройств в паллиативной помощи эксперты (психиатры и психотерапевты Центра) высказали мнение, что прежде всего врачи должны научиться безошибочно отличать тревожность пациента от депрессии и знать, как действовать при каждом состоянии.
Однако общение с самими врачами — будущими учащимися — показало: больше всего им не хватало знаний по выявлению и купированию ургентных психических состояний. Психомоторное возбуждение, делирий, суицидальные настроения нередко встречаются в паллиативной практике, а возможность вызвать психиатра есть не всегда и не в каждом учреждении. В итоге, программу мы посвятили именно диагностике и лечению ургентных состояний.
Другой пример: один из медицинских руководителей обратился в Учебный центр с запросом сделать тренинг по работе с портативными кислородными концентраторами для врачей выездной службы. Коллега обосновал свой запрос так: из-за недостатка практических навыков врачи не дают всем нуждающимся пациентам направление на получение оборудования во временное пользование.
В разговоре с врачами мы выяснили другую причину проблемы: отсутствие у них четкого понимания критериев выдачи концентраторов. И решением стал не тренинг (который был бы абсолютно бесполезен), а разработка алгоритма выдачи оборудования пациентам на дому.
Исследование помогает узнать потребности и ограничения будущих учеников. Следующая задача — добиться того, чтобы обучение, будь то вебинар или программа повышения квалификации, отвечало запросу студентов.
Три вопроса студентоцентричного обучения
Создавать программы, ориентированные на учащихся, помогают ответы на три вопроса: ЗАЧЕМ, КАК И КОГДА?
- Зачем обучение нашему студенту? Какую проблему студента мы решаем? В чем будет его личная выгода?
- Как студент лучше всего получит нужные ему знания?
- Когда студент хочет, может и способен учиться?
Что делать с «Зачем»?
Исследование помогает понять, какую проблему, задачу студента мы хотим решить. Дальше важно описать, зафиксировать это понимание — максимально конкретно сформулировать образовательные результаты. Этим шагом нередко пренебрегают, полагаясь на то, что «и так понятно, в голове все есть». Однако создание программы — процесс длительный и командный: без четко описанной цели велика вероятность сбиться с заданного курса или по-разному интерпретировать цель обучения.
Описывать образовательный результат важно даже при создании короткой презентации, чтобы избежать риска рассказать обо всем и ни о чем или перегрузить слушателей ненужными деталями.
5 правил управления изменениями в организацииКак сделать так, чтобы сотрудники захотели и смогли меняться, а благотворные изменения не превратились в разрушительное цунами
Что делать с «Как»?
Как студент лучше всего получит нужные ему знания? Онлайн или очно? Самостоятельно или во взаимодействии с преподавателем? В большой группе, в малой или индивидуально? Какие методики использовать? Для ответов на подобные вопросы мало спросить мнение будущих учеников: поиск верного «как» — работа методистов и преподавателей. Сделать ее хорошо помогает следование принципу конструктивной согласованности. Предложил принцип австралийский психолог-педагог Джон Бервилл Биггс.
Работая над содержанием учебной программы, необходимо соотносить между собой три фактора: задуманные образовательный результаты (чему будем учить), используемые методики и форматы обучения (как будем учить) испособы оценки достижения результата (как проверим, что научили).
Например, для программы по выписке НС и ПВ один из образовательных результатов мы сформулировали следующим образом: «врачи знают правила оформления рецептов, в том числе льготных, на опиоидные препараты и потренировали навык оформления всех учетных рецептурных бланков, используя вспомогательные материалы».
Очевидно, что просто лекций и проверочных тестов для достижения задуманных результатов было бы недостаточно, поэтому помимо видеоуроков и упражнений на знание нормативных требований мы разработали онлайн-тренажер по выписке рецептов. Пример выполнения задания в тренажере можно увидеть на видео ниже.
Следует отметить, что тренажер не только позволял отработать навыки заполнения бланков, но и побуждал врачей обращаться к вспомогательным материалам — практическому руководству по выписке рецептов на НС и ПВ.
Позднее мы дополнили вспомогательные материалы базой знаний — короткими памятками и видео, доступными врачам в мобильном телефоне в любое время.
Еще один распространенный и эффективный способ обучения врачей — это решение клинических задач. Формат их применения зависит, опять же, от результата, к которому мы стремимся. В дистанционных заочных программах мы используем простые задачки после каждого теоретического блока: так учащиеся могут сразу применить знания на практике и проверить себя.
Для очных программ мы создаем более сложные задачи и предлагаем учащимся сначала поработать над ними в группах, а потом обсудить решение с преподавателем-экспертом. Цель такого упражнения — не просто закрепление знаний, но развитие клинического мышления. Кроме того, групповая работа стимулирует значимый для оказания паллиативной помощи мультидисциплинарный подход.
Развитие навыка сотрудничества может быть отдельным образовательным результатом: и над тем, КАК его достичь, тоже нужно подумать. Пример из опыта Учебного центра: при подготовке программ по ведению пациентов с пролежневым процессом мы выяснили, что медсестры стеснялись озвучивать врачам свои предложения по терапии ран или указывать на неэффективные назначения. Для демонстрации важности взаимодействия врачей и медсестер в процессе лечения пролежней мы проводили обучение в смешанных группах, где поощряли общение участников на равных.
Что делать с «Когда»?
И наконец, третий фактор, которые нужно учитывать при создании студентоцентричного обучения — это временной ресурс будущих учеников. Когда нашим студентам удобно учиться? Сколько времени в день, неделю, месяц они готовы потратить на обучение?
В результате упомянутого выше исследования врачей ЦПП в 2020 году мы получили следующие ответы:
Проанализировав эти и другие данные (график работы, загрузку сотрудников), мы пришли к выводу, что в дистанционных программах наиболее удобным для врачей будет формат микро-обучения: это короткие видеоуроки с проверочным заданиями, которые удобно смотреть и выполнять с телефона.
Еще один пример соблюдения принципа студентоценричности в ответе на вопрос «когда» — организация очного обучения младшего и среднего медицинского персонала учреждения. Многие медсестры работают в графике сутки/трое и приезжают в Москву из других областей. Учиться несколько дней подряд для них было бы мучением, поэтому обучение по 2-4-дневным программам проходит с частотой один день в неделю.
Обратная связь и поддержка
И наконец, студентоцентричное обучение невозможно представить без сбора и анализа обратной связи. Это может быть устная коллективная рефлексия в конце учебного дня, короткие опросы в мессенджерах или заполнение итоговой анкеты. Главное, создать атмосферу, в которой участники могут делиться своим мнением честно и спокойно реагировать на критику и использовать ее для улучшения программы.
Создание студентоцентричного обучения требует от создателей учебных программ времени и усилий, но результат того стоит.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru.
Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги.
Фото: Freepik