8-800-700-84-36 Круглосуточно, бесплатно Горячая линия помощи
неизлечимо больным
людям

Как ухаживать за пациентами, которые не соблюдают рекомендации

Рассказываем, как быть с пациентами, которые принципиально делают все по-своему, а также с теми, кто не выполняет рекомендации неосознанно

Как ухаживать за пациентами, которые не соблюдают рекомендации

Рассказываем, как быть с пациентами, которые принципиально делают все по-своему, а также с теми, кто не выполняет рекомендации неосознанно
Содержание
Если пациент действует неосознанно
Если пациент упрямится сознательно
Что же делать?
Поставьте себя на место пациента
Обучите пациента
Документируйте все, что вы делаете
Подготовьтесь к выписке
Не ругайте себя

Почти каждая медсестра сталкивалась с пациентами, которые не соблюдают предписания врача или рекомендации по уходу.

«Я не хочу пить таблетки! Я и так их пью горстями! У меня отвалится печень!» — заявляет Ольга Натановна. Она много разного читает в интернете и особенно любит инструкции к лекарствам.

«Почему мне не дали сладкий пирог? Ну и что, что у меня диабет и сахар 13 единиц, я хочу пирога!» — обижается Дмитрий Никитич. Он давно лежит в хосписе и знает, что волонтеры привозят «Тележку радости», а в ней бывают вкусные пироги, которые ему противопоказаны.

«Эту повязку я привезла из Таиланда! Нам сказали, что от пролежней она помогает лучше всего!» —  взволнованно говорит Анна Васильевна, дочка пациента.

«Зачем так часто мыться? У моей мамы пролежни! Ее нельзя мыть!» — волнуется Нелли Вадимовна, дочка пациентки с глубокими пролежнями.

Такие ситуации — крайне неприятны. Ведь вам важно видеть результат работы, но из раза в раз вы встречаете только сопротивление.

Существует два типа пациентов, которые не соблюдают правила: те, кто делает это неосознанно и те, кто вполне отдает отчет в своих действиях.

Зная, к какому типу относится ваш пациент, вы сможете попытаться исправить ситуацию. К сожалению, волшебного средства, которое сделает тяжелобольного человека и его близких сговорчивыми, не существует. Но в некоторой степени повлиять на доверие и поведение тех, о ком мы заботимся, можно.

Как работает наше восприятие мираОбъясняем разницу в восприятии реальности у здоровых людей и у людей, страдающих деменцией.

Если пациент действует неосознанно

Не все пациенты строят коварные планы, чтобы избегать указаний медсестры или врача. Большинство людей не выполняет рекомендации неосознанно. Такое часто происходит по следующий причинам:

  • Человек не понимает рисков, связанных с несоблюдением режима лечения.
  • У человека есть заболевание, вызывающее нарушение восприятия или коммуникационные барьеры. Например нарушение слуха или болезнь Альцгеймера.
  • Человек чувствует смущение и дискомфорт при интимных манипуляциях, 
  • У человека есть особые потребности или религиозное табу на какие-то виды манипуляций.
  • Человек просто забывает.

Для того чтобы проверить, как вас понял пациент, попросите его проговорить, как он будет следовать вашим указаниям. Перед началом разговора спросите, как он вас слышит и понимает. Пациентам, у которых наблюдается снижение когнитивных функций, сделайте пометку в сестринской документации о том, что самостоятельно исполнять рекомендации человек не сможет и ему требуется помощь медсестры.

Если при описании манипуляции или рекомендации вы замечаете замешательство пациента (например, он ищет взглядом одобрения родственников), если вы можете предполагать особые религиозные иди гендерные запреты у пациента, переспросите его, нужна ли ему помощь специалиста другого пола, или ему важно не проводить манипуляцию в определенный день месяца или время дня.

При трудностях в понимании языка, попытайтесь найти переводчика или родственников, кто хоть немного говорит на вашем языке. Это нужно, чтобы объяснить пациенту ход манипуляции и он понял, что от него требуется. 

Такие пациенты обязательно должны быть под особым контролем.

Если пациент упрямится сознательно

В этом случае можно говорить об особых убеждениях пациента. Такие люди активно выражают свою позицию, и чаще всего бывает понятно с самого начала, что они не собираются выполнять рекомендации. Причин может быть несколько:

  • Пациент — в принципе противоречивый и упрямый человек. Он вообще не обращает внимания на объяснения медицинского персонала.
  • Человек не верит в медицинский диагноз и лечение.

7 типов сложных пациентов и как с ними общатьсяЧто делать, если пациент не хочет общаться или, наоборот, говорит слишком много?

Отложите нравоучения и недовольство

Мы можем дать понять пациенту, что знаем о его отказах или упрямстве. Но, уличив пациента в обмане или узнав, что он скрывает свои действия, которые не разрешил врач, нам важно показать, что мы не являемся строгими учителями, которые нашли шпаргалку и сейчас отругают нерадивого ученика.

Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем голосе не слышались «металлические» нотки, не проявлялось недовольство или явное осуждение. Особенно если вы говорите о пациенте с коллегами. Также категорически нельзя говорить свысока, отчитывать пациента.

Что же делать? 

Тем не менее, сознательно нарушающие правила пациенты и их родные проверяют ваше терпение, поэтому вот несколько советов.

Поставьте себя на место пациента

Почему ваш пациент не соблюдает правила? Что делает его несговорчивым? Он испытывает боль? Или отказывается от чего-то по религиозным соображениям? Может он тревожится по какому-то поводу? 

Важно

Помните, если пациент отказывается от какой-то манипуляции, причина есть всегда. Выясните ее, и возможно у вас получится договориться.

Например, человек отказывается принимать ванну потому, что ему холодно. Тогда нужно постараться предварительно согреть помещение, и обязательно предупредить об этом пациента. А может ему не комфортно, что его моет именно медсестра? Часто пол медицинского работника влияет на восприятие пациента. Спросите его об этом. Возможно, человеку неловко первому заговорить о проблеме. Помогите ему, сделайте первый шаг. 

Проверьте, опасается ли пациент чего-либо или возможно у него есть ошибочные представления о том, что вы собираетесь сделать. 

— Ольга Сергеевна, я вижу, что вы чем-то озабочены, после того как я вам предложила поехать погулять. Вас что-то беспокоит?

— Конечно! Я не хочу сидеть в этом кресле одна, зная, что если что-то случится, никто не придет на помощь и позвать некого.

— Так вы думали, что я оставлю вас на прогулке одну? Это не так! Я буду с вами рядом всю прогулку. Мы возьмем с собой воды и плед, чтобы вам было комфортнее.

***

— Павел Андреевич, давайте я вам расскажу, как будет проходить ваше купание. Мы переложим вас на специальную ванну-каталку и привезем в ванную комнату. Эту комнату мы вначале нагреем, чтобы вам было там комфортно и вы не замерзли.

— А кто меня будет перекладывать? Я очень тяжелый!

— Я, моя помощница Юля и медбрат Кирилл. Не волнуйтесь, мы будем использовать подъемник и все время будем рядом с вами, страхуя с обеих сторон.

Комфорт и безопасность пациентаО чем следует позаботиться медицинской сестре, чтобы пациенту в больнице было максимально спокойно и хорошо.

Обучите пациента

В некоторых случаях переубедить человека невозможно, но вы должны быть уверены, что приложили все силы, чтобы качественно обучить самого пациента или его родственника, что делать в том или ином случае.

Особенно это важно при работе на выездной патронажной службе. В ваше отсутствие все манипуляции ложатся на родственников пациента и все будет зависеть от того, насколько они понимают, что надо делать.

Короткие памятки, чек-листы, помогут человеку, не знающему особенности ухода за тяжелобольными пациентами правильно выполнить все манипуляции.

Даже если родственники отказываются ухаживать за своим близким в ваше отсутствие, важно максимально понятно донести до них, что надо делать.

В этом разделе вы найдете памятки по разным аспектам ухода за тяжелобольным человеком. Например, как организовать безопасное пространство дома, как кормить и мыть, как ухаживать за мочевым катетером и трахеостомой и многое другое.

Памятки можно скачать, распечатать и отдать тем, кто ухаживает за пациентом.

Документируйте все, что вы делаете

Сестринская документация — важнейшая часть работы. Особенно с теми пациентами, которые отказываются от манипуляций или их родственниками, которые следят за тем, как вы ухаживаете за их близкими. В случае необходимости вы сможете восстановить весь свой день по часам и указать, что с вашей стороны были выполнены все нужные алгоритмы.

Как правильно оформить медицинскую карту сестринского уходаВ Московском многопрофильном центре паллиативной помощи разработали медицинскую карту сестринского ухода. Рассказываем о ней подробно.

Подготовьтесь к выписке

Пациенты, которые уезжают из хосписа или больницы домой должны иметь представление, что дальше делать. Если это тяжелобольной человек, то его родственники берут на себя бремя ухода и наша задача максимально полно рассказать им, как действовать. Очень важно чтобы они получили рекомендации по уходу в письменном виде. Это защитит вас в случае претензий, ведь даже отказываясь от лечения или ухода, пациент и его близкие уверены, что они все делают правильно, и любое ухудшение состояния пациента будут приписывать вашим действиям.

Не ругайте себя

Даже если вы потратили много сил на объяснения, но не достигли результата, не ругайте себя. Вы сделали все возможное, чтобы человек получил максимальное количество информации.

  • Всегда выясняйте причину отказа.
  • Объясняйте, как что «работает». Многие пациенты отказываются, просто не понимая, какая польза от того или иного действия
  • Находите компромисс, рассказывайте истории.
  • Не забудьте похвалить пациента, если он согласился, и вы видите улучшение его самочувствия.
  • Предупреждайте пациента и его близких, если они присутствуют в стационаре, о том, что собираетесь делать, а также расскажите пациенту и его родственникам ваш план на день, чтобы ваши манипуляции не были для них неожиданностью.

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

https://pro-palliativ.ru/blog/kak-uhazhivat-za-patsientami-kotorye-ne-soblyudayut-rekomendatsii/
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Звоните круглосуточно и бесплатно, если:
· не знаете, как помочь вашему тяжелобольному близкому,
· хотите узнать, как ухаживать за вашим близким дома,
· вы растеряны, потеряны и вам нужна поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно