Медсестра выходит на новую работу
Медсестра выходит на новую работу
Быть новичком на работе — всегда сложно. Особенно, если речь идет о выпускнике медицинского колледжа, не успевшем еще нигде поработать, и представляющем все процессы лишь теоретически. Но даже опытной медицинской сестре бывает непросто адаптироваться в новом медицинском учреждении. Чтобы успешно трудиться на новом месте, нужно понимать, как в целом устроена работа в этой больнице или хосписе, какая и как заполняется документация, какие протоколы существуют для того или иного случая и множество других, не менее важных, вещей. Для этого нужна информация, а еще лучше — наставник, который сможет рассказать, как все устроено.
Правила расположения важных объектов (туалет, столовая, рентген и прочие), правила общения с другими отделениями, особенности контактов с социальной службой, с лабораторией — это то, что надо выяснить в первые же дни. А еще — массу других вещей. Чтобы не растеряться, не запутаться и не напортачить на новом месте, пожалуйста сразу запишите все самое важное. Что именно — рассказывает Ирина Прокопенко, медсестра, старший преподаватель школы ухода «Мастерская заботы».
Попав на работу в реанимацию после училища, я была уверена, что меня ждут великие свершения — ведь у меня красный диплом и я очень много чего знаю. В первый день я пришла на практику в общую реанимацию в новенькой форме — тогда еще не было удобных «кроксов» и на ногах у меня были тугие, неудобные сабо и кипельно-белые носки. Настроение было отличное, и все же мне хватило всего нескольких минут, чтобы осознать, что я не понимаю, что мне надо делать. Я чувствовала желание быть полезной и одновременно с этим — растерянность и страх сделать что-то неправильно.О том, как работает отделение, мне так никто и не рассказал. Меня приставили к уставшей девушке, весьма недовольной тем, что за ней болтается новичок, а я записывала за ней все подряд, не зная, что надо запоминать, а что нет. У меня не было никакой памятки, которая разложила бы все по полочкам. Через три года работы, я сама согласилась стать наставником, так как понимала, какой информации не хватает новым сотрудникам в первое время, и что надо до них донести, чтобы в отделении было меньше ошибок.
История, миссия и ценности учреждения
Каждая больница, особенно те, что были основаны знаменитыми врачами довольно давно, имеют свою историю и философию. Все они гордятся особенным подходом к пациентам. Примером могут служить хосписы в Москве — в особенности Первый Московский хоспис им. Веры Миллионщиковой.
Новичкам бывает сложно привыкнуть не только к особым условиям для пациентов и их родственников, но и к принципам, согласно которым должны протекать последние дни человека в хосписе. Если раньше вы работали в обычном отделении, потребуется время, чтобы привыкнуть к другим правилам работы, а также перестроить свои реакции на многие процессы.
Вот, что надо знать о структуре учреждения и его специализации:
- На чем специализируется работа вашего учреждения.
- Кому подчиняются медсестры, младшие медсестры, санитарки, старшие медсестры.
- Какие обязательные мероприятия, отчетные встречи, пятиминутки организуются в отделениях.
- Какая форма отчетности существует у медсестер на этих встречах, и какая сестринская документация должна быть заполнена.
Также важно познакомиться с вашими непосредственными начальниками и узнать их в лицо.
Разберитесь в маршрутизации. Запишите все телефоны. Выясните:
- Какие ежедневные маршруты существуют в вашем учреждении.
- Где находятся отделения, с которыми нужно контактировать: лаборатория, ЦСО, кухня, приемное отделение. Выясните правила взаимодействия с ними.
- Как доставляется еда, кто отвозит анализы пациентов, к кому обращаться по вопросам констатации смерти пациентов, где хранятся бланки документации.
Отдельно запишите ФИО всех ответственных лиц и их контакты.
Выясните, что делать, если что-то случилось
- Как вы будете себя вести, если случится что-то чрезвычайное.
- Наверняка вы прошли инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. А что насчет прорыва боли у пациента?
- Что делать, если пациент упал в палате или сполз с кровати сквозь ограждения.
- Что делать, если вы ошиблись и дали пациенту не то лекарство.
- Что делать, если пациент просил дать ему что-то вкусное, что ему нельзя, и вы дали.
- Что делать, если у вас треснула раковина, сломалась дверь, разбилась тарелка.
- Как поступить, если у вас кончились расходные материалы вечером в воскресенье?
- И как вы будете информировать свою старшую сестру после любого из этих инцидентов?
Помните: в каждом хосписе или больнице у вас будут разные алгоритмы по каждому пункту. Но вам важно узнать правила именно в вашем учреждении, чтобы чувствовать себя уверенно и точно знать, что делать.
Правила поведения и одежды, корпоративная культура
В коммерческих клиниках и в некоторых федеральных центрах используют корпоративную форму. Во многих медицинских учреждениях Москвы форму и сабо выдают, а в региональных больницах медицинскую форму медсестры покупают себе сами.
В любом случае необходимо использовать профессиональную обувь. Избегайте обычных босоножек и шлепок, чтобы нога была устойчивой при перемещении. Обувь должна защищать от наезда каталок, и случаев, если на ногу что-то падает.
Если вы курите, имейте в виду, что не везде есть место для курения и важно узнать, как и когда вы сможете туда выходить.
Узнайте, что делать и как проинформировать начальство если:
- вы заболели,
- опаздываете на работу,
- забыли пропуск.
Что делать, если у пациента аллергическая реакция или анафилактический шок
На вопрос, где находится аптечка первой помощи при анафилактическом шоке, медсестры чаще всего показывают на процедурный кабинет, либо совсем не знают, где она. И очень редко знают ее состав и как ею пользоваться. В большинстве случаев медсестры говорят, что надо позвать врача.
Это значит, что если у пациента на глазах у медсестры раздует шею, начнется отек Квинке или крапивница, она скорее всего не будет знать, что делать. Однако, от ее быстрых действий и знания, какие препараты надо подготовить к введению в этот момент зависит жизнь пациента.
Изучите алгоритм, который используется в вашей организации в таких случаях.
Что делать, если что-то случилось на прогулке
В хосписах и домах сестринского ухода медсестры и младшие медсестры часто вывозят своих пациентов на прогулку. Однако редко кто задумываются о том, какие непредвиденные происшествия там могут произойти.
Перед выходом на прогулку, выясните, что делать:
- если пациент потеряет сознание сидя в кресле,
- если пациент умирает в кресле.
- если пациента вырвало кровью или кровь пошла из носа или изо рта.
Согласуйте свои действия в таких случаях со старшей медицинской сестрой.
Что делать в случае аварии при работе с биологическими жидкостями (разлив крови, мочи, кала, рассыпание мусора)
Инфекционные агенты содержатся в выделениях человека, а также в отходах класса Б. Для соблюдения инфекционной безопасности надо соблюдать правила утилизации этих агентов.
При разлитии крови, мочи, кала, а также в случае, если у вас рассыпался мешок с отходами класса Б или просыпалась банка с иглами, вам надо соблюдать четкий алгоритм обеззараживания отходов. Выясните его в вашем медицинском учреждении.
Желательно иметь набор для ликвидации аварии, который можно использовать любому сотруднику, кто обнаружил аварию.
Категорически нельзя после аварии просто позвать санитарку, чтобы она той же шваброй, которой убирает в других помещениях, вымоет испачканные полы!
Знания особенностей профессии или должности
Бывает, что медсестра кардинально меняет сферу деятельности. Проработав много лет в реанимации, трудно привыкнуть работать на посту в отделении неврологии. Или работая долго в отделении хирургии, прийти работать в хоспис.
Так как базовые знания по уходу за пациентом не всегда даются на уровне колледжа и не всегда применяются медсестрами в ходе работы, то при переходе, например в хоспис, ваша задача обучиться им в период вашей адаптации.
Составьте список ключевых знаний вашего отделения:
- Какие манипуляции проводит медсестра в вашем отделении?
- Есть ли в вашей работе специфические знания, которые не знают медсестры рядовых клиник? Например, работа с трахеостомой, колостомой или диагностика дисфагии.
- Возможно, вы вводите опасные препараты (например, химиотерапевтические), которые требуют соблюдения особого протокола. Выясните все об этом.
- Какие знания об уходе требуются в вашем отделении?
Коммуникация с коллегами и пациентами
Одно из ключевых умений любой медсестры — это правильное общение со всеми участниками процесса. В хосписе навыки коммуникации очень важны, так как уход за тяжелобольными пациентами имеет не только механическую часть в виде смены белья или перевязок, но в первую очередь — это умение установить контакт с человеком, особенно если ему грустно или он настроен враждебно.
Понаблюдайте за коллегами и пройдите обучающие тренинги, чтобы общаться правильно.
Сохранение профессиональной позиции
Медсестра — это звучит гордо. Ваш вклад в уход за пациентами невозможно переоценить. Ваш ценный ресурс — это профессиональные умения и эмоциональная устойчивость. Это достигается, в первую очередь, устойчивой профессиональной позицией.
Ваша профессиональная позиция формируется, когда вы сознательно выделяете в своем поведении отдельную роль — в данном случае, медсестры. Вам нужно максимально «вжиться» в эту роль, понимая, что теперь ваши реакции будут другими. У вас будут ограничения на выражение эмоций и повышенная бдительность. Но и степень реакции на неадекватное поведение пациента тоже будет другой. Даже если пациент ведет себя вызывающе или неадекватно, с профессиональной позиции вы оцениваете в первую очередь его безопасность и комфорт.
Чтобы переключиться на профессиональную позицию важно соблюдать действия, которые предваряют ваше присутствие на работе — другая одежда, передача смены, проверка наличия важных вещей, которые помогают вам на работе. Ведь мама или жена Наташа и Наташа-медсестра — это две разные роли.
«Когда я прихожу на работу я обязательно должна сначала выпить кофе с коллегами. Это как ритуал, я настраиваюсь на рабочий лад. Мы шутим, смеемся, обсуждаем наши дела, потом я переодеваюсь и… вот, я уже другой человек. В роли «помощника» я совсем по-другому реагирую на обычные вещи. Мне это помогает быть устойчивой к нашей непростой эмоциональной работе».
Иногда наша профессиональная позиция помогает нам и в жизни, когда мы быстро реагируем при травмах, по другому оцениваем состояние наших престарелых родителей, контролируем, какие лекарства они принимают.
Только находясь в профессиональной позиции, вы сможете оставаться внимательной и сосредоточенной на проблеме пациента, не обижаясь на его грубость или раздражение. Умение уговорить пациента и четко выстроить с ним границы позволят вам не выгореть на работе и получать удовольствие в команде профессионалов.
Фото: Freepik
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.