Питание в терминальной стадии, при деменции или в состоянии бодрствующей комы

Отрывок из книги врача Жана Доменико Боразио «О смерти. Что мы знаем. Что мы можем сделать. Как нам к ней подготовиться»

Питание в терминальной стадии, при деменции или в состоянии бодрствующей комы

Отрывок из книги врача Жана Доменико Боразио «О смерти. Что мы знаем. Что мы можем сделать. Как нам к ней подготовиться»

Представляем фрагмент книги Жана Доменико Боразио «О смерти. Что мы знаем. Что мы можем сделать. Как нам к ней подготовиться», изданной при участии благотворительного фонда «Вера». Книга, ставшая бестселлером в Швейцарии, адресована специалистам, а также родственникам тяжелобольных пациентов. 

Вопрос кормления и обеспечения больного достаточным количеством жидкости в терминальной стадии – очень болезненная, эмоционально трудная тема. Причиной можно считать то, что для человека утоление голода и жажды принадлежит к одним из самых первых опытов привязанности (к матери – прим.), так что сама тема питания отсылает к архетипам человеческой жизни. Какие страшные эти слова – «голод» и «жажда»! Их «малюют», как пресловутого черта, ими нас пугают с детских лет – вследствие чего спокойно воспринимать информацию о преимуществах и недостатках искусственного питания и гидратации в терминальной фазе нам всем очень и очень сложно. Федеральная медицинская ассоциация Германии уже в 2004 году внесла на рассмотрение, а в 2011 году  утвердила следующее из своих основных положений, касающихся паллиативной помощи: «Помощь состоит в паллиативном уходе и, соответственно, в заботе о больном и обеспечении базового ухода. К этому уходу не всегда относятся кормление и гидратация в терминальной стадии, поскольку для больного это может стать тяжелой нагрузкой. Однако если у больного появляются субъективные ощущения голода или жажды, то следует утолить жажду и голод»[1].

Недостаточное количество пищи и жидкости: что это значит для здорового человека и для умирающего 

Мы уверены, что в результате прекращения потребления пищи и жидкости наступает смерть, поскольку при мысли об этом перед глазами немедленно проносятся картинки и новости из регионов мира, где не хватает еды. Последствия недоедания и обезвоживания для здорового человека отражены в табл. 5.1.

Таблица 5.1.  Последствия недоедания и обезвоживания для здорового человека

Этот устрашающий список симптомов не имеет, однако, никакого значения для стадии умирания. Здесь, скорее, встает следующий вопрос: а страдают ли умирающие от мучительного чувства голода или жажды, если они больше не могут принимать пищу и жидкость? И необходимы ли в терминальной фазе искусственное питание и гидратация, чтобы предотвратить эти страдания? Ответ в обоих случаях: нет.

«Смерть близкого – это опыт, который важно правильно пройти»Психолог Оксана Орлова о чувствах, страхах и потребностях умирающего человека и его близких

В терминальной фазе, в особенности у людей преклонного возраста, тело потребляет больше энергии, чем может получить (так называемое катаболическое состояние обмена веществ), поскольку организм уже не может перерабатывать даже нормальное количество пищи. Здесь уже не поможет высококалорийное питание, поэтому в конце жизни не избежать потери веса. Чтобы утолить голод и жажду, уже хватает ничтожного количества пищи и жидкости. На протяжении самого процесса умирания пациенты обычно не испытывают чувства голода.

Чувство жажды в конце жизни возникает из-за сухости слизистой оболочки рта, а не вследствие недостатка жидкости. Вызывать сухость слизистой оболочки рта могут: медикаменты, грибковые инфекции, локальное облучение, подача кислорода или дыхание через рот. Следовательно, предотвратить и устранить у пациента ощущение жажды в терминальной фазе можно путем устранения сухости во рту (а не путем искусственной гидратации).

Как предотвратить и устранить сухость во рту:

  • Избегать медикаментов с побочными эффектами в виде иссушения слизистой оболочки рта (например, антихолинергические средства).
  • Регулярно ухаживать за полостью рта и губами пациента.
  • Применять искусственную слюну.
  • Избегать лимонов/глицерина.
  • Избегать подачи кислорода.
  • Давать небольшие кубики льда.
  • Давать небольшое количество жидкости (по каплям).

Сокращение гидратации пациента в конце жизни имеет целый ряд преимуществ: меньше рвоты, меньше кашля и слизи, меньше скопления воды (отеков) в тканях, легких и животе, а также меньше болей (например, у онкологических пациентов в результате уменьшения отека вокруг опухоли и метастазов и связанного с этим уменьшения давления на окружающие ткани).

Кроме того, в результате сокращения количества вводимой жидкости в мозге происходит повышенный выброс эндорфинов (аутогенных медиаторов), обладающих болеутоляющим и поднимающим настроение действием. В общем и целом умирание в состоянии легкого обезвоживания представляется наименее обременяющей с физиологической точки зрения формой процесса умирания. И напротив, гидратация в терминальной стадии, в особенности в сочетании с ненужной подачей кислорода, может привести к значительному увеличению страданий.

Интересны в этом отношении результаты исследования, проведенного в доме престарелых в Нидерландах. В исследовании участвовали пациенты с прогрессирующей деменцией. В рамках эксперимента решено было отказаться от искусственного питания и гидратации пациентов[2].

Оценка результатов проводилась при помощи шкалы, специально разработанной для пациентов с деменцией, на которой отмечались усиление или ослабление страданий. Вследствие отсутствия возможности коммуникации с пациентами использовались результаты наблюдения за ними. После принятия решения о прекращении искусственного питания и гидратации шкала показывала длительное, устойчивое снижение интенсивности страданий. Возникало четкое ощущение, что после принятия этого решения пациент вплоть до момента смерти чувствует себя значительно комфортнее.

Еще один источник информации – публикация из «The New England Journal of Medicine», посвященная опыту медсестер хосписа, работавших с пациентами, осознанно отказавшимися от потребления пищи и жидкости[3].

Надо иметь в виду, что здесь речь идет о принципиально иной ситуации, чем ситуация на стадии умирания: эти пациенты, будучи тяжелобольными, не являлись умирающими и приняли осознанное решение сократить оставшийся им срок жизни путем прекращения потребления жидкости и пищи. 102 из 307 специалистов по уходу как минимум один раз сталкивались с такой ситуацией (в неформальных беседах с докладчиками на конгрессах по уходу автор этой книги выяснил, что подобный опыт был у 50% ухаживающих). Значит, очевидно, речь идет о часто встречающемся, но недостаточно принимаемом во внимание феномене. Результаты проведенного в США исследования показали, что 85% таких пациентов умирали в течение 15 дней. Медицинские работники впоследствии, задним числом, оценили процесс умирания этих пациентов по шкале от 0 до 9 (где 0 = самая ужасная смерть, какую только можно себе представить;  9 = самая мирная смерть, какую только можно себе представить). Среднее значение равнялось 8, что означает, что процесс умирания пациентов был в целом очень мирным.

Конечно, в медицине ни одно правило не обходится без исключений, но каждое из этих исключений следует рассматривать отдельно. Показания к искусственной гидратации и количество вводимой жидкости всегда зависят от состояния пациента в данный момент. Это иллюстрирует следующий пример.

8 советов, как говорить с умирающим человекомТеолог Глен Хорст о важных словах, умении слушать и значении прикосновений

Пожилая хрупкая дама в возрасте 88 лет поступила в отделение экстренной медицинской помощи  крупной клиники с переломом шейки бедра. У нее к тому времени уже было диагностировано заболевание сердечного клапана. После операции состояние ухудшилось из-за микроинфаркта. Она жаловалась на удушье, и ее общее состояние было настолько плохим, что было решено, что смерть уже близка и пора привлечь врачей паллиативной помощи. На рентгеновских снимках очень отчетливо просматривалась жидкость в легком. Именно поэтому первый вопрос был такой: какое количество жидкости получала пациентка? Ответ: она получала 1000 мл жидкости в день через внутривенные вливания, что, учитывая сердечное заболевание и небольшую массу тела, было немного больше, чем требовалось, но все же укладывалось в норму. Однако после просмотра медицинской карты выяснилось, что пациентка, которая после операции не могла самостоятельно глотать, дополнительно к указанным 1000 мл получала еще 1500 мл питательной смеси.

Кроме того, так как пациентка не могла самостоятельно глотать, все медикаменты ей также вводились внутривенно, каждый в своем определенном небольшом количестве (так называемая короткая инфузия, как правило, 300 мл). А это было достаточно большое количество медикаментов, в том числе антибиотики, болеутоляющие средства, медикаменты, препятствующие образованию слизи, лекарства против тошноты, а также медикаменты для улучшения вывода жидкости из организма. Последнее казалось очень целесообразным, ведь если прибавить все объемы жидкости, требуемые для введения данных медикаментов, к количеству потребляемой пациенткой питательной смеси, то получалось еще 3050 мл. В итоге пациентке в день давали более 4 л жидкости, чем объяснялась причина ее тяжелого состояния. После сокращения получаемого количества жидкости менее чем на четверть ей стало значительно лучше, удушье прошло, и ее перевели в отделение реабилитации.

[1] Bundesärztekammer: Grundsätze der Bundesärztekammer zur ärztlichen Sterbebegleitung. Deutsches Ärzteblatt 2004, Jg. 101, S. A1298, sowie 2011, Jg. 108, S. A346.

[2] Pasman H.R., Onwuteaka-Philipsen B.D., Kriegsman D.M. et al. Discomfort in nursing home patients with severe dementia in whom artificial nutrition and hydration is forgone. Archives of Internal Medicine 2005, Bd. 165, Heft 15, S. 1729–1735.

[3] Ganzini L., Goy E.R., Miller L.L. et al. Nurses’ experiences with hospice patients who refuse food and fluids to hasten death. New England Journal of Medicine 2003, Bd. 349, Heft 4, S. 359–365.

https://pro-palliativ.ru/blog/pitanie-v-terminalnoj-stadii-pri-dementsii-ili-v-sostoyanii-bodrstvuyushhej-komy/
Поделиться

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно