Горячая линия
помощи неизлечимо
больным людям
8-800-700-84-36 Круглосуточно, бесплатно
Проект благотворительного фонда
помощи хосписам «Вера»
Горячая линия помощи
неизлечимо больным людям
8-800-700-84-36 Круглосуточно, бесплатно

Шкалы боли для детей

Photo: Barrett Ward / Unsplash
Обзор различных инструментов для определения интенсивности боли у детей
Photo: Barrett Ward / Unsplash
22 августа 2018
Поделиться
Содержание
NIPS  – Neonatal Infant Pain Scale
FLACC (Face, Legs, Activity, Cry, Consolability)
Шкала Вонга-Бейкера (Face scale)
Шкала Oucher
Шкала Эланда (Eland Body Tool)
Шкала рук (Hand scale)
Poker Chip tool
Визуально-аналоговая шкала (ВАШ)
Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain – TVP scale)
Пошаговое руководство ВОЗ по применению и интерпретации шкалы для оценки боли

Для оценки боли применяются специальные шкалы. Чтобы использовать их эффективно, нужно подбирать шкалы в зависимости от возраста ребенка. Для новорожденных, детей до 3-х лет, от 3-х до 7-лет, для подростков разработаны разные инструменты. Шкалы могут применять как врачи и медсестры, так и родители детей.

При оценке боли учитываются невербальные знаки со стороны пациента, уровень его развития и интеллекта. При заполнении шкалы у вербальных пациентов старше 3-х лет нужно ориентироваться на то, что ребенок говорит о своей боли. Однако стоит помнить, что если ребенок не говорит о боли, это не значит, что ее нет. Возможно он боится последствий, например, уколов, или наоборот, считает, что отрицание боли – проявление силы и храбрости.

Дети чуть постарше могут описывать интенсивность своей боли и локализовать ее. Если это ребенок в возрасте 1,5-2 лет, он может не употреблять слово «боль», используя близкие ему слова-определения (например, «бо-бо»). Дети старше 8 лет способны описывать боль в контексте своего опыта, а подростки – подробно рассказывать о причинах боли и детально описывать свои болевые ощущения.

Всегда необходимо спрашивать о боли не только ребенка, но и тех, кто находится рядом, видит ребенка каждый день и может оценить его состояние в динамике. Мамы и папы, опекуны, няни или медсестры могут дать действительно важную информацию: ел ли сегодня ребенок, отказывался ли он от питья, разговаривает ли он сегодня, как можно оценить его позу и насколько она для него естественна.

При заполнении шкалы необходимо не только оценивать поведение пациента, физиологические параметры, но и обязательно выявить причину боли, чтобы по возможности устранить ее и обезболить ребенка.

Важно сказать, что идеальных шкал для оценки боли нет. Они не всегда дают нам объективную ситуацию, и относиться к ним нужно как к ориентировочным методикам. Но несмотря на это, нужно их обязательно использовать, так как это дает возможность оценки интенсивности боли.

Важно

Нужно выбрать одну методику для пациента и применять ее постоянно.

NIPS – Neonatal Infant Pain Scale

И спользуют для оценки боли у детей в возрасте до 1 года. Шкалу могут заполнить родители, ориентируясь на выражение лица ребенка, на плач, дыхание, положение верхних и нижних конечностей, состояние сознания. Сумма баллов выше трех означает наличие боли.

Источник: БФ «Детский паллиатив»

FLACC (Face, Legs, Activity, Cry, Consolability) 

Эта поведенческая шкала применяется  для детей в возрасте до 3 лет. Она учитывает выражение лица ребенка, положение или подвижность ног, характер крика и то, насколько ребенок поддается успокоению. Боль оценивается по десятибалльной шкале. Чем выше оценка, тем сильнее боль, и тем хуже себя чувствует ребенок.

Источник: БФ «Детский паллиатив»

Шкала Вонга-Бейкера (Face scale) 

Используется для детей в возрасте от 3 до 7 лет. При работе с этой рейтинговой шкалой ребенку необходимо выбрать одно из нарисованных лиц, которое соответствует его самочувствию. Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше ориентироваться на свои эмоции, чем на боль. 0 счастлив, нет боли, 5  плачет, несчастен, испытывает нестерпимую боль. Поэтому эта шкала не всегда бывает адекватна для оценки боли.

Шкала Oucher 

Аналог предыдущей шкалы  десятибалльная шкала Oucher, на которой представлены фотографии лиц детей с нарастающей болью и без нее.

Источник: www.oucher.org

Шкала Эланда (Eland body tool) 

Также для детей этого возраста применяется цветная шкала Эланда (Eland body tool). Интенсивность боли ребенок определяет с помощью цвета: сильная боль – красный цвет, умеренная боль – оранжевый, слабая боль –  желтый. Также шкала позволяет определить локализацию боли.

Шкала рук (Hand scale)

Пятибалльная шкала, которая показывает колебания боли при помощи одной руки. Сжатая в кулак рука означает отсутствие боли, полностью раскрытая ладонь нестерпимую боль. Применяется для детей старше 3 лет.

Poker Chip tool 

В некоторых странах согласно ВОЗ для оценки боли у детей 3-12 лет используется шкала с фишками для покера (Poker Chip tool). Однако ее использование требует уверенности, что у ребенка развит навык сортировки по размеру. Среди недостатков – необходимость мытья фишек после каждого использования, риск потери фишек и ограниченное число вариантов ответа от 0 (отсутствие боли) до 4 – сильная боль. Шкала доступна с переводом на английский, арабский, испанский и тайский языки. При ее использовании будьте уверены, что ваш лечащий врач тоже может пользоваться этой шкалой. 

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) 

Подходит для детей старше 7 лет, которые понимают значение цифр. На вертикальной шкале с изображением цифр от 0 до 10 ребенок должен подвинуть полоску вверх или вниз (или показать пальцем) на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения. Аналог такой шкалы нумерологическая оценочная шкала (НОШ).

Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain – TVP scale) 

Была создана для ВИЧ-инфицированных детей с мультиорганной патологией. При оценке боли используются прикосновения к ребенку и наблюдение за ним. Боль оценивается по десятибалльной шкале: 0  – нет боли, 10 – нестерпимая боль.

Источник: БФ «Детский паллиатив»

Пошаговое руководство ВОЗ по применению и интерпретации шкалы для оценки боли

  • Если возможно, ознакомить ребенка со шкалой боли, когда он ее не испытывает, потому что боль будет нарушать концентрацию внимания.  
  • Объяснить ребенку, что методика применяется для оценки интенсивности боли, а не его тревоги или страха перед болью.  
  • Дать ребенку возможность потренироваться применять шкалу в гипотетических ситуациях с отсутствием боли, слабой и сильной болью.  По возможности получать регулярные оценки боли и наблюдать эффект обезболивающих мер, а также клинических вмешательств, способных усилить боль, таких как инъекции.  
  • Учитывать записанные оценки боли при планировании лечения.  
  • У детей раннего возраста и детей с когнитивными нарушениями применять наблюдательные методики.
  • Стараться не просить ребенка оценивать боль, которую он испытал давно, т. к. оценки припоминаемой боли скорее всего будут неточными.  
  • Оценка боли по шкале не должна заменять беседы с ребенком, всегда следует просить ребенка рассказать о боли.  
  • Расхождения оценок боли, данных ребенком, родителем и врачом, часто можно прояснить в ходе обсуждения. 

Источники: Методические рекомендации «Обезболивание взрослых и детей при оказании медицинской помощи», рекомендации ВОЗ по лечению персистирующей боли у детей, интервью медицинского директора фонда «Детский паллиатив» Эллы Кумировой, лекция специалиста по паллиативной помощи Линды Брук.

22 августа 2018
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Если вам или вашим близким срочно необходимо обезболивание, помощь хосписа, консультация по уходу или поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Терминология боли

Основные термины и определения в теме болевого синдрома

Подробнее
Обезболивание
Терминология боли

Основные термины и определения в теме болевого синдрома

Хроническая боль у детей: причины и симптомы

Медицинский директор фонда «Детский паллиатив» Элла Кумирова о хронической боли у детей

Подробнее
Хроническая боль у детей: причины и симптомы

Медицинский директор фонда «Детский паллиатив» Элла Кумирова о хронической боли у детей

«Самому попить воды – мечта»

Как улучшить качество жизни пациентов и какое значение при этом имеют взаимоотношения в семье и с медицинским персоналом

Подробнее
Родственникам
«Самому попить воды – мечта»

Как улучшить качество жизни пациентов и какое значение при этом имеют взаимоотношения в семье и с медицинским персоналом

У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Что дальше?

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как добиться социальной поддержки от государства для семей детей с инвалидностью

Подробнее
Важно
У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Что дальше?

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как добиться социальной поддержки от государства для семей детей с инвалидностью

У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Что дальше?

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как добиться социальной поддержки от государства для семей детей с инвалидностью

Подробнее
О паллиативной помощи
У ребенка обнаружили неизлечимое заболевание. Что дальше?

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как добиться социальной поддержки от государства для семей детей с инвалидностью

Терминология боли

Основные термины и определения в теме болевого синдрома

Подробнее
Терминология боли

Основные термины и определения в теме болевого синдрома

Хроническая боль у детей: причины и симптомы

Медицинский директор фонда «Детский паллиатив» Элла Кумирова о хронической боли у детей

Подробнее
Хроническая боль у детей: причины и симптомы

Медицинский директор фонда «Детский паллиатив» Элла Кумирова о хронической боли у детей

«Самому попить воды – мечта»

Как улучшить качество жизни пациентов и какое значение при этом имеют взаимоотношения в семье и с медицинским персоналом

Подробнее
«Самому попить воды – мечта»

Как улучшить качество жизни пациентов и какое значение при этом имеют взаимоотношения в семье и с медицинским персоналом

Памятка: как снизить риски падения пациентов

Как обустроить пространство в больнице или хосписе

Подробнее