Как организовать «тележку радости» в хосписе

Пошаговая инструкция для волонтеров

Как организовать «тележку радости» в хосписе

Пошаговая инструкция для волонтеров
Содержание
Подготовка
Как выбрать день
Темы
Наполнение тележки
Подготовка «тележки радости»
А что насчёт мусора? 
Проведение «тележки радости»
Окончание

У нас в фонде «Вера» есть собственный язык — выражения, обозначающие разные события и вещи. Они не очень ясны сторонним людям, но мы сразу понимаем, о чем речь. Например, «сейчастьем» мы называем состояние счастья в моменте (а еще так называется одна из акций фонда), а «теплая кружка» — это сбор разных вкусностей к чаю для пациентов хосписов. Еще есть «корзина памяти» — это набор подарков для родителей, потерявших детей. 

Выражение «тележка радости» — тоже одно из тех, что часто звучит у нас в фонде, особенно из уст координаторов — сотрудников, которые занимаются немедицинской помощью в хосписах. «Тележка радости» — это в прямом смысле тележка с маленькими подарочками, чаем, кофе, соками, сладостями, бутербродами и всякими другими вкусными штуками, которую возят по палатам хосписа наши волонтеры. Пациенты и их гости могут брать что угодно совершенно бесплатно, и даже делать заказы на следующий раз.

Кто придумал «тележки радости», достоверно неизвестно. Говорят, их «изобрели» волонтеры фонда «Подари жизнь», но у нас традиция прижилась, более того, стала способом творческого самовыражения наших волонтеров — на радость пациентам и медицинским сотрудникам хосписов.

О том, как организовать «тележку радости», какой она может быть, о чем стоит позаботиться во время и после ее проведения, рассказала Руфина Кирилина, волонтер Центра паллиативной помощи «Савеловский» в Москве. 

Руфина Кирилина проводит «тележку радости» в хосписе. Фото из личного архива

Трудные разговоры, любовь и нелюбовь: как живут и о чем говорят люди в хосписахЧто значит жить до последнего вздоха и почему всем нам так нужны близкие люди, рассказала Анастасия Лаврентьева, координатор хосписа Ростокино

Подготовка

Каждая «тележка радости» — ее планирование, подготовка и проведение — это такой небольшой еженедельный проект. Поэтому мы применяем к нему все инструменты проектного менеджмента: 

  • согласовываем и утверждаем у координатора тему, 
  • публикуем анонс в общем чате, 
  • набираем команду, 
  • делаем отдельный чат с названием и картинкой, 
  • определяем сценарий и меню, 
  • распределяем роли и покупки, 
  • в течение недели постоянно поддерживаем связь — фиксируем сделанное и вносим корректировки, 
  • объявляем сбор в день проведения для наполнения «тележки радости», 

Во время проведения все фото и свои комментарии вносим в отдельный чат, чтобы потом координатор сделал сообщение в общий чат уже для всех. В конце подводим итог, делаем выводы и благодарим всех участников. Чат потом можно обнулить, но не удалять — пригодится для другого отделения, если они захотят использовать эту же тему.

Как выбрать день

«Тележку радости» в Московском многопрофильном центре паллиативной помощи (теперь — филиал «Савеловский») организуем еженедельно: один день — одно отделение.

Если есть возможность у волонтеров конкретного отделения проводить «тележки радости» чаще (что только приветствуется) — это на усмотрение координатора и самих волонтёров.

Руфина Кирилина проводит весеннюю «тележку радости». Фото из личного архива

Темы

Тема для «тележки радости» может быть абсолютно любой. Вдохновляться можно чем угодно — фантазию волонтеров ничто не ограничивает. Но вот несколько идей, которые уже протестированы в московских хосписах.

  1. «Кругосветное путешествие»: костюмы, танцы, музыка, кухня, обычаи, сувениры (если найдём) народов (стран, регионов) мира и России: Полдень в Париже, Итальянцы в России, Шотландская клетка, Швейцарское качество, Северное сияние, Татарский сабантуй, Венский вальс и т.п.
  2. «По волне моей памяти»: мотивы книг, фильмов, песен, эпох, праздников — Великий Гэтсби, Кавказская пленница, Пасхальные дары, Масленица, Полосатый рейс и т.п.
  3. «А поговорить?» или «Хорошее настроение сегодня»: Оранжевое небо, Шоколадный беспредел, Арбузная корочка, Тутти-фрутти, Розовый рай, Абрикосовый край и т.п.

Для каждой «тележки радости» подбираем соответствующую музыку, костюмы, антураж — например, тематические салфетки, которые стелим на прикроватный столик каждому пациенту. Кстати, если есть возможность, после обеда можно запланировать показ фильма на схожую тему. Координаторы заранее делают анонс в отделении, при возможности оформляют афишу. Это совсем не обязательно, просто один из вариантов, чтобы продлить у всех ощущение праздника. 

Осенняя «тележка радости». Фото из архива фонда «Вера»

«У вас хочется жить». Хосписные историиГрустные и смешные рассказы о жизни

Наполнение тележки

Координаторы дают информацию по отделению: сколько всего пациентов, сколько на общем питании (ОВД), сколько на щадящем/протертом питании (ЩД), сколько на зондовом питании, сколько с питанием без сахара/диабетическом (б/с). Всегда особо указывают родственников, которые часто бывают. Хотя и так у нас все с запасом.

Маленькие подарки: кремы, маски для лица, бальзамы для губ, пресса и кроссворды, небольшие книжки, ручки, карандаши, блокноты, расчески, зеркала, очечники, заколки для волос, платочки, салфетки влажные, игрушки маленькие, сувениры, пробники духов и кремов и пр.

Вкусности: чай, кофе, какао, цикорий, молоко/сливки, одноразовые джемы и мед, сахар, стевия, трубочки для питья, трубочки с наполнителями.  Для пациентов на щадящем питании — фруктовое или мясное пюре типа Агуша, но только НЕ молочное. Для людей, страдающих диабетом — «умные»* сладости, желательно без фруктозы.

*Сладости без добавленного сахара и сладости с сахарозаменителями, которые безопасны для пациентов с диабетом. «Умными» сладостями их называют некоторые производители.

Важно

Обязательно приготовьте одноразовую посуду — чайные ложки, вилочки, размешиватели, тарелки, салфетки, чашки, стаканчики, скатерти на тележке. Пригодится длинная ложка для кофе, щипцы для пирогов и тортиков.

Оставаться собой до конца. Из чего складывается качество жизни тяжелобольного человекаЧто такое качество жизни, и почему так важно сохранять его до последней минуты

Рецепт фирменного Руфин-чая (придумала волонтер Руфина Кирилина)

  • 1 литр прозрачного сока,
  • 1 литр заварки,
  • 1 стакан сиропа, который сочетается с соком,
  • кипяток.

Все смешать и налить в 5-литровую стеклянную емкость с краном.

Для красоты и по сезону можно добавить нарезанные крупно апельсины, яблоки, специи для глинтвейна.

Важно

Обязательно пару упаковок вкусностей оставляем для персонала хосписа (одна упаковка в ординаторскую, одна упаковка в сестринскую).

Чтобы внести разнообразие, можно организовать проведение беспроигрышной лотереи. Мы, например, набираем две корзинки призов — отдельно для мужчин и женщин — с запасом относительно количества пациентов. Предлагаем из колоды вытащить карточку, читаем стихотворение, которое на ней написано, вручаем приз!

Важно

Если пациенты слишком слабые, то можно провести беспроигрышную лотерею только для сотрудников хосписа. Им тоже будет приятно и интересно.

Жизнь на всю оставшуюся жизньФрагмент из книги «Жизнь на всю оставшуюся жизнь. Настольная книга человека»

Подготовка «тележки радости»

Берем тележки, протираем влажной салфеткой, накрываем верхнюю полку скатертью или плотными красивыми салфетками в тему.

Одна тележка для напитков: 

  • ставим чайник (потом добавляем кипяток на этаже), 
  • чай, кофе, какао, цикорий, сахар, стевия, молоко/сливки, 
  • высокий стакан с трубочками и длинной ложкой; 
  • салфетки, 
  • одноразовые ложки, размешиватели, вилки, 
  • записная книжка и ручка, чтобы записывать просьбы пациентов, которые можем выполнить сразу после окончания «тележки радости» (номер палаты, имя пациента).

На вторую полку кладем все бытовые мелочи и игрушки, а на третьей полке пресса и пакет с дополнительными продуктами для людей на диете. 

Вторая тележка: 

  • наверху основные блюда меню, обязательно под крышкой или салфетками,
  • щипцы для пирогов, ложки для салатов; 

На второй полке одноразовые чашки, стаканы, бокалы, сладости для пациентов с диабетом и тех, кто на диете, сладости для персонала и т.п. 

На нижней полке металлизированные поддоны с остальной едой, также накрытые салфетками.

Бутылки возим в высокой «шляпной» коробке или сумке с ручкой через плечо.

Важно

Если в отделении немного пациентов, можно обойтись одной большой тележкой, а подарки сложить в большую корзину.

А что насчёт мусора? 

Можно, конечно, привязывать пакет для мусора на ручку одной из тележек. Но! У нас в основном «тележки радости» получаются красивыми, элегантными, изящными, поэтому такой пакет испортит весь вид. 

Предлагается два варианта: или ставите «подарочный» пакет на нижний этаж тележки, а в него уже пакет для мусора, или выбрасываете мусор, не отходя от пациентов — везде есть мусорные ведра, а наш мусор не такой уж и громоздкий.

«Розовый рай» на прикроватном столике. Фото из архива фонда «Вера»

Пациент и его близкие — единое целоеНюта Федермессер — о цене общения с родными в конце жизни и о том, почему в паллиативной помощи так важно знать об обстановке в семье

Проведение «тележки радости»

Координатор предупреждает персонал, что мы начинаем проведение «тележки радости». Сразу ставим сладости (вкусности) в сестринскую и ординаторскую. Начинаем обходить по порядку все палаты с учетом рекомендаций персонала (куда можно, куда нельзя). Если где-то идет перевязка или какие-то процедуры, вернемся потом.

Тихо входим в палату, анонсируем тему, по обстановке включаем музыку/танцы/песни, рассказываем про страну, ее обычаи, кухню, или же про праздник, предлагаем сначала еду/напитки, потом мелочи/лотерею — все время смотрим на табличку над кроватью, чтобы правильно определить диету или спрашиваем заранее об этом медперсонал.

Обязательно нужно акцентировать, что у нас все бесплатно, что это подарки — иначе многие отказываются, думая, что нужно платить!

Стараемся поговорить с каждым человеком, кто идет на контакт. Кому нужно, помогаем поесть/попить, предлагаем помассировать руки с кремом, губы помазать бальзамом и пр. Если есть музыкальное сопровождение, все можно делать параллельно.

Если пациент спит или отсутствует, оставляем угощения и сувениры на тумбочке.

Если у пациентов есть пожелания, то записываем, потом исполняем. Если сами не можем, передаем просьбы координатору.

Предлагаем вкусности и напитки родным и близким.

Потом потихоньку собираемся уходить, желаем приятно аппетита, хорошего настроения на сегодня, что-то нейтральное, но с улыбкой:

Важно

Мы стараемся не накормить, а угостить! Поэтому порции делаем небольшие. Лучше всего использовать порционные стаканчики, вазочки и салатники.

Хорошо идут панакота, тирамису без посыпки какао, желе, пудинги, абрикосовая дагестанская каша, крем-суп из тыквы. Бутерброды делаем на мягком хлебе для сэндвичей, один кусок делим на четыре части. Ягоды лучше без мелких косточек. Помните, что у большинства наших пациентов проблемы с жеванием, глотанием, поэтому всё мягкое, без мелких частичек, которые трудно потом устранять, без посыпок — иначе пациенты могут поперхнуться.

Если после завершения прохода по отделению остается еда и напитки, предлагаем медперсоналу чай/кофе и что-то себе выбрать на «тележке радости» (предварительно об этом лучше спросить координатора).

Когда поднимаемся/спускаемся на лифте, не забываем угостить и лифтеров.

Окончание

После завершения «тележки радости» возвращаемся в волонтерскую. Разбираем, что осталось: продукты в холодильник, шкафы, на стол. Бытовые мелочи в шкаф «Тележка радости». Тележки протираем и возвращаем на место, посуду моем. Выдыхаем, обмениваемся впечатлениями, пишем в чате, что запомнилось, выпиваем по чашечке кофе/чая и расходимся по делам.

 

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru. 

Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги. 

https://pro-palliativ.ru/blog/telezhka-radosti/
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Звоните круглосуточно и бесплатно, если:
· не знаете, как помочь вашему тяжелобольному близкому,
· хотите узнать, как ухаживать за вашим близким дома,
· вы растеряны, потеряны и вам нужна поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно