Терапевтические сказки в детском паллиативе
Терапевтические сказки в детском паллиативе
Быть рядом с неизлечимо больным, умирающим ребенком — тяжелейшее испытание и для его семьи, и для специалистов, которые с ним работают. Люди испытывают целый спектр сложных чувств, строят нереалистичные, неоправданные ожидания, выгорают. Иногда меняются отношений внутри семьи и с помогающими специалистами.
Со всеми этими ситуациями работают психологи, часто — именно те, кто специализируется на паллиативной помощи. В этой статье мы хотим познакомить вас с эффективным инструментом помощи ребенку и его окружению — терапевтическими сказками. Его могут использовать как психологи, так и родители тяжелобольного ребенка.
О своем исследовании в этой области рассказали Динара Гильфантинова, психолог, председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, эксперт благотворительного фонда «Детский паллиатив» и Зоя Ускова, эксперт-ведущая цикла вебинаров просветительского проекта «Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков специалистов ППД»* Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов.
* Проект «Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков специалистов ППД» нацелен на просвещение в области паллиативной помощи и поддержки, на разработку, апробацию и внедрение методик, направленных на улучшение качества коммуникативных навыков междисциплинарных специалистов паллиативной помощи.
Сказать ребенку страшную правду бывает слишком тяжело. Кажется, что, пока не произнесены роковые слова, все еще можно исправить. Но дети всегда очень хорошо чувствуют настроение взрослых и понимают гораздо больше, чем нам кажется. Они точно знают: что-то не так, от них скрывают что-то страшное. Как бы ни старались, близкие умирающего ребенка не могут оставаться спокойными: они боятся смотреть в глаза, начинают избегать не только честных разговоров, но и встреч. От этого ребенок чувствует себя брошенным и одиноким. Страх неизвестности мешает жить и радоваться настоящему.
Эту сказку родители рассказали семилетней Майе, с диагнозом остеосаркома, когда стало понятно, что победить болезнь не удастся.
Наша звёздочка
На небосводе — миллиарды звезд. И среди них жила и светила звездочка Майя. Однажды она стала замечать, что её свет тускнеет. Раньше она была самой яркой звёздочкой на небе, и при виде её все расплывались в улыбке. А теперь всё стало меняться. При виде неё Солнце пряталось за тучу. Луна резко худела и превращалась в месяц. Другие звёздочки замирали, а небо меняло цвет на самый пасмурный. Почему они себя так вели? Неужели только из-за того, что её свет тускнеет? Но разве это делает её хуже? И что вообще это значит?
Майя пыталась спросить у взрослых, но те молчали. Вечно они всё усложняют. Думают — как сказать ей правду, чтобы не задеть? А стоит ли говорить то или это? Совещаются, шушукаются по углам. Даже Солнце с Луной недавно встретились! А ведь раньше и минутки друг для друга найти не могли. Слишком разные графики. Ух и светло было в тот день, все тени разбежались.
Но неужели они не понимают? Она же видит, что что-то происходит. Только не знает, что. Их молчание не меняет этого. Они могут спрятаться от разговоров, но куда спрятаться ей?
Больше так продолжаться не могло. Майя пошла в небесную библиотеку — почитать о том, как работает свет звёзд. И скоро узнала, что, оказывается, звёзды возникают из скопления космической пыли, и, когда они молодые, то светят голубым, а когда стареют, светят красным, белым и даже бурым. А потом звёзды гаснут, и из их пыли возникают новые звёзды. Как удивительно устроен мир! Ещё Майя узнала, что звёзды бывают большие и маленькие, и что одни светят ярко и долго, другие гаснут быстрее. Но рано или поздно все звёзды гаснут — ещё бы, иначе в космосе совсем не осталось бы свободного места! Наконец, Майя узнала, что свет звёзд путешествует по космосу ещё долгое время после того, как звезда погаснет, и где-то там, далеко, жители разных планет смотрят на небо и видят свет от звёзд, которых давно нет. То есть, для тех смотрящих эти звёзды всё ещё есть!
Некоторое время Майя ходила и обдумывала то, что узнала. А затем собралась с силами и пошла к Солнцу. По субботам оно пекло блины и спрятаться ему было некуда.
— Здравствуй, дядюшка!
— Майя-кхе-кхе-кхе.Здравствуй.
— Угостишь блинами?
И куда было деваться Солнцу? Оно вздохнуло и подвинуло табуретку.
— Садись.
— Солнце, мне надо тебя кое-что спросить.
— Майечка, но блины…
— Когда ты закончишь, ты можешь со мной поговорить? За чаем.
От волнения Солнце покраснело.
— Л-ладно. Сейчас, дожарю последнюю партию.
Наконец всё было готово.
— Скажи, Солнце, а когда ты погаснешь?
Солнце поперхнулось чаем.
— Ты же погаснешь когда-нибудь, правда? Ты станешь красным гигантом? Или белым карликом?
— Майя, откуда ты всё это знаешь?
— Прочитала в библиотеке.
Солнце потупилось, уткнувшись носом в чашку.
— Я читала, что ты — молодая звезда, тебе всего 4,5 миллиарда лет. Тебе ещё больше половины жизни. Правда?
— Угу.
— А мне? Сколько осталось мне?
Солнце чуть не утонуло в своей чашке, так ему хотелось спрятаться от Майи.
— Я знаю, вы просто хотите обо мне позаботиться. Но как вы не видите? Когда вы молчите — мне страшно. Когда вы прячетесь — мне кажется, что вы меня избегаете. Когда вы шушукаетесь по углам — мне непонятно.
— Мы не думали…
— Я знаю. Но теперь-то ты мне скажешь правду?
— Хорошо. Твой свет, он тускнеет.
— Это значит, что я гасну?
— Да. Ты заметила, что у тебя стало меньше сил? Ну вот. Так уже было с твоей тётей, помнишь? Она начала гаснуть и потом исчезла.
— Но разве это происходит не только со старыми звёздами?
— Чаще да. Но так бывает и со взрослыми, и с детьми.
Только сейчас Майя в полной мере поняла, что происходит. Что это всё действительно происходит. Это было больно, но не так больно, как она думала.
— Видишь, — сказала Майя, собравшись после паузы. — Ты сказал мне и ничего не случилось. Только было бы лучше, если бы вы сказали бы мне сразу. Мне бы не пришлось тратить на это время.
Солнце смотрело на Майю с отвисшей челюстью.
— Как ты думаешь… я смогу водить хороводы? А мои друзья? Они меня забудут?
— Ох, — Солнце запнулось…
— Я читала, что свет звёзд ещё долго путешествует по… — Майя почувствовала, что у неё комок подступает к горлу. — Вы же не забудете меня сразу?..
Солнце бросило чашку и кинулось обнимать Майю.
— Твой свет всегда будет с нами. Сколько бы он ни путешествовал по космосу… Для нас твой свет всегда останется прежним.
Майя услышала, как Солнце шмыгает носом. Хорошо, что она не одна расплакалась. Так они сидели в обнимку какое-то время. А потом Солнце спросило:
— Ты не жалеешь, что узнала?
— Нет. Мне грустно, но и легко. Грустно, что всё закончится так скоро. Легко, что теперь я это знаю и могу жить. В чём-то по-другому, в чём-то по-прежнему, в чём-то лучше. Без тайн, без недомолвок. Без замалчиваний. Пока есть время — я буду жить.
Они помолчали. Солнце хотело украдкой вытереть слёзы, но остановило себя. Больше не нужно было их прятать. Оно посмотрело на Майю и улыбнулось.
— Жить и есть блинчики?
— Да!
«Когда люди говорят друг другу правду, жизнь становится проще и легче. — говорит Зоя Ускова, — Тревожность снижается, и ребенок может просто жить, смотреть мультики, заниматься любимыми делами, не зацикливаясь на болезни и смерти. Ведь самое главное — позволить ребенку оставаться ребенком».
Цель этого метода — помочь построить сложный для обеих сторон разговор, передать эмоции и смыслы, когда говорить тяжело, но очень важно сказать все самое главное, объяснить взрослым, родителям и специалистам, что любые чувства нормальны, нормализовать злость и страх, которые неизбежно возникают. Есть и сказки специально для детей, например, о том, почему приходится жить с болью, о том, что тело — живое, даже если оно не может двигаться.
«Мы решили использовать формат сказок после нескольких поездок в разные регионы России. — рассказывает Динара Гильфантинова, — В какой-то момент стало очевидно, что специалистам нужны алгоритмы работы, схемы и подходы, но при этом они полностью упускают из вида эмоциональную часть работы. Мы долго думали над инструментом, который мог бы не просто напомнить о ценностях и смыслах паллиативной помощи, но помочь прожить и прочувствовать их.
Детская смерть — это очень тяжело. Но нельзя отстраняться и закрываться от этих чувств, потому что и ребенку, и его семье важно, чтобы рядом был способный на эмпатию и сопереживание специалист, а не робот, выполняющий уходовые и медицинские функции. Здесь не место формальности.
С родителями другая история. У них эмоции бьют через край. Когда ребенок болеет, тем более, когда умирает, не только формулировать свои мысли, но и просто говорить бывает невероятно тяжело.
Терапевтические сказки воздействуют в первую на чувственно-эмоциональном, а не рациональном уровне восприятия, в простой и доступной форме они помогают донести самое главное, прожить и осмыслить свой опыт».
Сказка «Наша звёздочка» рассказывает о значимости честного диалога между взрослым (специалистом или членом семьи) и ребенком, о том, как сказать ребенку правду о его заболевании.
Терапевтические сказки — это инструмент, способный помочь семье сохранить веру в жизнь в самый сложный для нее период, когда каждый день приходится преодолевать множество сложностей, а специалистам — выполнять ежедневную рутинную работу, не теряя душевных качеств.
«Поднимая сложные вопросы в метафорической форме, мы делаем попытку улучшить качество общения между специалистами, семьей и ребенком, — рассказывает Динара Гильфантинова, — помогаем не избегать сложных тем, не замалчивать и не переводить вопросы на других взрослых из окружения ребенка. Мы предлагаем инструмент, который помогает быть здесь и сейчас, поддерживать и справляться даже в самые сложные дни, часы и минуты».
Больше узнать о проекте «Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков специалистов ППД» вы можете по ссылке.
Иллюстрации и фрагменты книги предоставлены издательством «Олимп-Бизнес».
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.