Перемещение пациентов: как правильно
Перемещение пациентов: как правильно
Чтобы ухаживать за маломобильным человеком, нужно обладать навыками перемещения – уметь выполнять любые бытовые и медицинские манипуляции так, чтобы не причинить вред ни себе, ни больному. Тренер по перемещению пациентов Александр Ширин в интервью порталу «Про паллиатив» рассказал о том, может ли настоящий специалист сорвать спину, что делать, если больной человек доверяет слишком личные истории и могут ли роботы заменить ухаживающих.
Александр, расскажите, кому и зачем нужны навыки по перемещению пациентов?
Около 30% рабочего времени медсестер занимает перемещение пациентов. Это такая банальная вещь, на которую мало кто обращает внимание, и может даже казаться, что не нужно этому учить. На самом деле за счет правильных техник можно сохранить и свое здоровье, и не навредить пациенту.
Медсестры подвержены не только инфекционным заболеваниям, но и больше других в больнице рискуют повредить спину, руки, ноги. И пациенты становятся больше: я имею ввиду не в высоту, а массу тела. Люди живут с постоянным доступом к пище – часто встречаются пациенты весом по 100-140 килограмм. При этом персонала недостаточно и никогда достаточно не будет, потому что работа специалиста по уходу сложная и психологически, и физически. Очень важно правильно перемещать пациента, чтобы никого не повредить, а также знать, какие техники можно и нельзя использовать, если у пациента болевой синдром, повреждения ног или рук, разные стадии заболевания.
Расскажите о самых распространенных ошибках медицинского персонала, которые вы замечаете при перемещении пациента?
Медсестра – это универсальная сотрудница, которая знает все, а если не знает, то придумает, как это решить. Если у нее что-то не получается, она будет пробовать по-другому. Проблема в том, что медсестры пытаются сделать все быстро, так как время на пациента ограничено. Из-за этого медработники не думают об эргономике – о своей безопасности во время работы.
«Я за вас все сделаю» – это неправильный подход, тем более если пациент активен и может участвовать в перемещении. Нужно максимально активизировать пациента, чтобы он все делал сам, а медсестра помогала, если у него что-то не получается.
Если за пациента делать всю работу, он разленится, не будет стремиться к тому, чтобы сохранить свою активность. «Вы медсестра, вам за это платят, вот и работайте».
Одно из частых заблуждений, которое встречается среди пациентов, – каждая медсестра ухаживает только за одним больным. Иногда люди не понимают, что у медработника еще десять человек (в российских условиях может быть и больше – прим. ред.), которым тоже нужен уход и внимание. Когда пациент оказывается в учреждении, он надеется, что медсестры будут за него делать все. Но медсестра должна взять на себя весь уход, только если человек находится в терминальной стадии, которая не позволяет ему совершать даже малейшие движения.
Это же еще важно, чтобы пациент чувствовал свою самостоятельность.
Конечно. Движение улучшает качество жизни пациента.
Если говорить о родственниках, какие ошибки при перемещении близкого они совершают?
Очень часто родственники не знают, как правильно ухаживать за своим близким, учитывая особенности его диагноза. Им не хватает информации: они обращаются за советами к знакомым, ищут ролики по уходу. Если что-то не получается, они разочаровываются, иногда возникает агрессия: «Я же думал, что ты так можешь!». Но человек действительно физически не может, как бы он ни хотел. Неправильные попытки переместить человека могут доставлять ему боль и дискомфорт, они могут быть опасны как для ухаживающего, так и для пациента. В интернете можно найти десятки видео, но родственникам сложно их правильно отфильтровать, поскольку они не специалисты в этом. Если человеку лично не показать, как правильно перевернуть, поднять, посадить больного, он не обратит внимание на нюансы – как повернуть руку, иначе поставить ногу и так далее. Если знать эти нюансы, процесс ухода меняется.
Можно ли при перемещении пациента обойтись без специальных приспособлений: скользящих простыней, дисков?
Большинство техник по перемещению базовые, они не требуют приспособлений. Другое дело, что такие приспособления могут улучшить техники, облегчить уход за пациентом.
Настоящий специалист может сорвать себе спину?
Такое иногда случается даже у профессионала. Если человек поддерживает себя в форме и умеет распределить нагрузку, то этого можно избежать. Но все мы со временем стареем. Есть три правила, которые помогают при перемещении пациента:
Подготовьте себя. Определите задачу и возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе манипуляции. Если вы понимаете, что вам нужно сделать, вам психологически легче поднять тяжелого пациента. Кроме того, можно подойти к коллеге и сказать: «Можешь мне, пожалуйста, помочь посадить пациента?». Если вы распределите нагрузку, скажем, по 50 килограмм, вы не сорвете спину. Я не буду в одиночку переворачивать 150 килограммового пациента, иначе через три года я уже не буду здоровым, как сейчас, и даже сам могу оказаться на месте пациента.
Подготовьте пациента. Объясните ему, что вы предлагаете ему выполнить, спросите, может ли он вам помочь и какой объем движений он выполняет. Не забывайте спрашивать у пациента согласие на манипуляцию, а также совета, как вам лучше его переместить. Все-таки он лучше знает свое тело и понимает, что для него лучше. Также обязательно скажите, зачем пациенту менять позу. Не «мне вас нужно посадить», а «мы сейчас вас посадим, чтобы вам было удобно кушать».
Человек получит базовую информацию, поймет, зачем ему нужно менять положение, не будет агрессивно настроен к вам. Агрессия возникает из-за непонимания ситуации и из-за страха. Если человек информирован, он будет к вам психологически расположен.
Используйте оборудование. Оборудование оказывает очень большую помощь. Когда кровать трансформируется в кресло, вы сокращаете время на перемещение пациента, свои силы, а также улучшаете настроение пациента. Вы нажимаете на кнопку, и пациент садится.
Менять положение пациента очень важно. Никому не нравится лежать целый день. Пусть каждый, кто думает иначе, попробует лечь на спину и полчаса смотреть в потолок. Мы этого не осознаем, но для человека это психически очень сложно.
Вы попадали в ситуации, когда при перемещении пациента его родственник, который находился рядом, говорил, что вы все делаете неправильно и надо по-другому? Что вы отвечали?
Можно, конечно, тоже сказать: «Да это вы не понимаете, что вы делали. Это у вас неправильный подход!». Но лучше так не делать, а спросить, почему они перемещали человека иначе. Может быть, у больного есть противопоказания, о которых вы не знаете.
Такие ситуации бывают не только с родственниками. Самая частая проблема, с которой я встречаюсь, это недоверчивое отношение медсестер к техникам, которые я показываю на тренингах. «Я здесь уже 20 лет работаю. Мы много раз делали иначе, и это работало. Что мне этот молодой пацан может рассказать?». Обычно я говорю: «А давайте просто попробуем иначе. Не понравится – не используйте. И покажите мне, пожалуйста, как это делаете вы – может быть, я чему-то научусь».
Вы должны уметь договариваться. В общении вы можете открыть для себя то, что вы раньше не делали, и научиться не делать того, что не нравится пациенту и его семье.
Как помочь тяжелобольному пациенту избежать стеснения, неловкости от того, что за ним ухаживают другие люди?
Это очень сложно. Пожилые пациенты осознают процесс и уже более или менее привыкли к нему. К молодым людям, у которых по каким-то причинам не функционирует организм, найти подход очень сложно. Если человек с трудом идет на контакт, нужно объяснить, что вы очень хотите помочь, но без его помощи справиться сложно. Когда один не тянет, то и второй не потянет, скажем так. Результат возможен, если и медработник, и пациент вместе прикладывают усилия. И еще очень важно всегда объяснять пациенту свои действия, даже если человек в такой стадии, когда он не может с вами говорить.
Тактильный контакт некоторым людям не нравится совсем, и это нужно учитывать. Не нужно подходить к пациенту и гладить его по спине: «Все будет хорошо». Трогать пациента можно только после его разрешения.
Никогда не говорите: «Давайте поднимем ручку, ножечку, носик вытрем». Обращайтесь к взрослым людям по-взрослому – рука, нога, нос. Не смотрите на пациента сверху вниз – в этом есть доминирование. Не нужно шептаться с коллегой у кровати больного. Это никому не понравится. Если хотите поговорить о рецепте борща – делайте это в другом месте. Если вы говорите о состоянии пациента, используйте коммуникативные навыки, включайте его в разговор.
Что делать, если пациент пытается обсудить личные вопросы? Вы пришли его пересадить, а ему поговорить хочется.
Это мне очень хорошо знакомо. Пожилые пациенты – большие любители поговорить. Им скучно, в больнице или хосписе у них почти нет знакомых. Они рассказывают про своих домашних питомцев, про дом, про свое прошлое. Часто они не помнят, что ели вчера, зато могут рассказать, как купили свою первую машину двадцать-тридцать лет назад и впервые поехали на ней. Бабушки иногда пытаются своих внучек сватать: «Она так хорошо делает запеканку! И ей после меня квартира останется». Не нужно близко к сердцу принимать то, что говорит пациент, – иначе можно быстро выгореть. Пациент может плакать или кричать – нужно спокойно к этому относиться.
С пациентом можно общаться, в этом нет ничего плохого, если вам не нужно спешить к другому пациенту. Вы можете возвращаться к разговорам во время процедур: «В прошлый раз вы говорили, что у вас есть кошка. А кто сейчас за ней ухаживает?». Если вам нужно спешить, объясните пациенту, почему вам нужно идти. И вы можете вежливо сказать: «Если я раньше доделаю работу, и у меня будет время, я к вам подойду».
Вам приходилось ухаживать за пациентом, который был вам неприятен? Грубо разговаривал с вами?
Оскорбляли, кусались – было такое. А потом ты уходишь домой, и тебе не хочется выходить на работу на следующий день. Медработники всю жизнь будут воевать с человеческим отношением. Не они такие – мы, люди, такие. Нужно постараться уменьшить эту агрессию, найти подход к человеку.
У меня был пациент, который меня очень сильно не любил: плевался, отворачивался, когда я заходил в палату, делал вид, что он спит днем, чтобы не делать упражнения, которые ему надо было делать. Я приходил к нему в палату: «Давай, работай, работай, работай». Через два с половиной месяца он пришел к нам в отделение и нашел меня, чтобы сказать «спасибо». Он рассказал, что прошел череду учреждений, и нигде до него не было дела. Там он целый день просто лежал, а у нас он постоянно был в тонусе.
С тех пор я живу с пониманием, что пациент, может быть, вас сильно не любит, но если вы правильно делаете свою работу, он когда-нибудь придет и скажет вам «спасибо».
Не все, но кто-нибудь скажет. Большинство благодарить не будет, потому что это ваша работа. Я бы хотел, чтобы больше таких пациентов было. Которые просто скажут «спасибо». Ничего больше не надо.
Как вы справляетесь с выгоранием?
Я физически должен устать. Для меня усталость – это физическое очищение организма от негатива. Спортом нужно заниматься, иметь увлечение помимо работы. Когда мне было тяжело, я в свободное время на работе, на ночной смене, складывал самолетики, делал оригами. Встали, дошли до работы, отслужили, пошли спать – это неправильно. Если у вас тяжелый день, вы можете прийти на работу и сказать себе: «Ок, плохой сегодня день. Но он будет хороший, потому что в 7 я освобожусь и пойду в кино». Нужно иметь свои увлечения и ставить себе цели, которые в тот день вы хотите достичь на работе.
Как вы считаете, как техника облегчит уход за пациентами в будущем?
И сейчас есть такая техника, которая облегчает жизнь. Например, мультифункциональные кровати, которые могут посадить пациента, перевернуть с боку на бок. Но с кроватями также, как и с телефоном: вы используете около 20% из того, что он умеет делать. А если вам кто-то покажет другие функции телефона, возможно, вы тоже начнете ими пользоваться.
Но я не верю, что медсестру можно заменить роботом. Никакая автоматизация не сможет заменить уход, который проводит медработник. В нашей работе очень много специфики, а у пациентов противопоказаний и особенностей в связи с заболеваниями: что можно одному, нельзя другому. Техника облегчит процесс ухода медработникам, но никогда не заменит их.