Как поздравить с Новым годом людей в хосписе
Как поздравить с Новым годом людей в хосписе
Каждый год хосписы объявляют сборы новогодних подарков для своих подопечных: просят привозить мандарины, украшения для елки, печенье с ароматом корицы, уютные пледы и смешные новогодние носки. Благодаря многим неравнодушным людям, которые делятся своей заботой, временем и силами, у подопечных хосписа получается самый настоящий Новый год.
Но иногда люди, привозящие подарки, хотят поздравить подопечных хосписа самостоятельно. Пройтись по палатам, лично вручить те подарки, что они купили, угостить чем-то вкусным и пожелать счастливого Нового года. И часто, совершенно неожиданно для себя, дарители узнают от сотрудников хосписов, что это не самая лучшая идея. Почему личные визиты не добавляют радости празднику, и как лучше всего помогать хосписам в Новый год, рассказывают координаторы Московских хосписов.
Собрать и взбодрить не получится
«Детские хосписы всегда получают много предложений поздравить наших подопечных лично, — рассказывает Соня Ржаницына, проработавшая много лет координатором Первого московского детского хосписа. — Нам звонят и спрашивают, можно ли приехать всей семьей, с детьми или волонтерской командой компании. Одно из недавних предложений было от школы: поздравлять детей в хосписе хотел приехать целый класс».
Конечно, дарить подарки — приятно и тепло. Здорово видеть радость того, кого ты поздравил и разделить с ним это чувство. Но когда мы говорим о людях, живущих в хосписе, важно помнить об их состоянии. Человек может быть не в настроении, в плохом физическом состоянии, его может что-то беспокоить. Многие принимают сильные обезболивающие препараты, поэтому часто спят.
«Мы не можем собрать наших подопечных и сказать: к нам приехали гости, будут поздравлять вас с Новым годом, соберитесь, взбодритесь, настройтесь на праздник, — говорит Соня. — Кроме того, важно помнить, что болезнь чаще всего отражается и на внешнем виде человека. Не все люди оказываются готовы к тому, чтобы увидеть человека с трахеостомой и гастростомой, на аппарате искусственной вентиляции легких…»
Мы не говорим, что это страшно — это просто такая часть жизни. Но если человек не готов к тому, с чем он встретится, то первая и естественная реакция: замирание, а после ей на смену, как правило, приходит чувство страха. Это наши защиты, в них нет ничего стыдного, но для того, чтобы обезопасить себя, нужно тщательно готовиться к визиту. Именно поэтому в рамках нашей волонтерской программы у нас есть обязательные установочные встречи для всех, кто хочет начать помогать неизлечимо больным взрослым и детям.
Еще одна причина ограничений: у пациентов хосписа сниженный иммунитет, это хорошо знают все, кто работает или волонтерит в паллиативных учреждениях. «У волонтеров мы просим сертификаты, подтверждающие сделанные прививки от ковида, от кори, а также флюорографию, — рассказывает Екатерина Чекмаева, старший координатор филиала «Даниловский» Московского многопрофильного центра паллиативной помощи. — И все волонтеры знают, что если у них с утра был насморк или даже ощущение, что они начинают заболевать, то ни в коем случае нельзя приходить в хоспис. Посетители-новички могут отнестись к этому правилу иначе или просто не подумать об этом, и это будет невозможно проконтролировать. В итоге у подопечных хосписа повысятся риски заразиться».
Люди важнее праздников
Людей, которые хотят помочь, подарить, порадовать, угостить перед праздниками появляется очень много, а уж ближе к Новому году их число возрастает многократно. И в этом ажиотаже может «затеряться» личность человека, который живет в хосписе — он превращается в объект для поздравления.
«С одной стороны, мне понятно желание людей порадовать кого-то перед Новым годом, — рассказывает Дмитрий Левочский, проработавший год координатором хосписа в Некрасовке. — Но на мой взгляд, дарителям всё же нужно отталкиваться не только и не столько от своих намерений, сколько от запросов наших подопечных. И не ставить никаких условий. У нас было несколько историй, когда люди по незнанию инициировали помощь, которую мы не могли принять».
Дмитрий считает важным напомнить дарителям, что люди в хосписе — это взрослые, самодостаточные личности, у них есть своя жизнь, свои предпочтения, желания и нежелания. «Мы уважаем каждого нашего подопечного и не считаем их всего лишь объектами нашей заботы. Мы понимаем, что они не всегда готовы получать внимание, подарки, принимать гостей, улыбаться. Они могут быть расстроены, могут злиться, раздражаться на окружающих. И это нормальная и понятная реакция, и мы к ней готовы. А вот дарители без опыта взаимодействия с тяжелобольными людьми — не всегда».
В этом году есть идея подарить всем нашим взрослым подопечным пледы и добавить к подарку какие-то сладости: шоколад, мягкое печенье, пастилу или зефир. Пока мы собрали подарков совсем не так много... Для подарков хорошо подойдут разноцветные флисовые пледы 140х200 см — или близкого к этому размера. Вот тут подробнее о том, что подарить и куда привезти.
Мы понимаем, что перед Новым годом у всех множество важных дел, и привезти подарки в хосписы не всегда хватает времени. Но сейчас легко можно заказать доставку нескольких пледов и упаковок сладостей курьером прямо в офис фонда.
По всем вопросам пожалуйста звоните нашей коллеге Лизе Рухадзе по телефону +7 916 632 18 26.
Наносить ли добро и прикасаться ли к сакральному? (Спойлер: нет)
В хосписах всё устроено так, как мы мечтаем, чтобы было устроено во всей нашей жизни. Здесь главное — человек. Здесь чтут его личное пространство и его желания. Учитывают его ситуацию и образ жизни. Умеют заботиться деликатно и с уважением, без объективации. Поэтому потребности и интересы подопечных — главное мерило любого действия.
«Люди, которые хотят лично поздравить наших подопечных, пытаются сделать добро, исходя из своего понимания о том, что это такое, — говорит Феликс Пинто Бакерисо, проработавший почти пять лет координатором Первого московского хосписа. — И идея приехать, обойти палаты как Дед Мороз, вручить подарки, сделать всем хорошо, кажется очевидной. Но откуда вы знаете, кому как хорошо? Кто-то из пациентов в очень тяжелом состоянии, кто-то малообщительный, у того плохое настроение, а этот вообще не любит Новый год. Здесь не какая-то однородная масса, которую можно вот так в один заход осчастливить. К людям возможен только индивидуальный подход».
Дмитрий Левочский отмечает, что иногда люди в хосписе могут привлекать посетителей тем, что они как бы приближаются к «тайне жизни». «Наши подопечные могут восприниматься извне как особенные — это люди на пороге смерти, а значит, они уже немного заглянули туда, куда остальным доступ закрыт, и имеют некое сакральное знание. И вот другие люди хотят с ними как-то проконтактировать, пообщаться, прикоснуться к этому сакральному знанию. Но это совершенно недопустимо. Хоспис — это живые люди», — уточняет Дмитрий.
Как устроено поздравление с Новым годом в хосписах
Сборы подарков хосписы объявляют обычно осенью, чтобы к декабрю всё было готово. Большинство людей, стоящих на учете в хосписе, живут дома, и наблюдаются выездными хосписными службами. Подарки нужны и тем, кто лежит в стационаре, и тем, кто дома. Но всех охватить не получается.
«В этом году в стационарах хосписов и под патронажем выездных служб в Москве наших поздравлений ждут больше 3500 человек, — рассказывает Екатерина Чекмаева. — Тем, кто находится дома передает подарок и поздравляет врач выездной службы».
Соня Ржаницына говорит, что для лежащих в стационаре детей делают обычно индивидуальные подарки. «Мы стараемся спрашивать, что дети хотят на Новый год и собираем подарки по их желаниям. Тем, кто находится дома, мы делаем универсальный подарок. У нас под опекой 400 семей, поэтому сборы перед Новым годом большие».
420 детей по всей стране написали письма Деду Морозу. Это дети, которые тяжело болеют, их братья и сёстры.
У вас есть возможность продлить их веру в чудо и стать тайным Дедом Морозом — купить подарки, которые в Новый год окажутся под ёлками в разных городах России.
В хосписах принято, чтобы новогодние подарки подопечным вручали врачи и медсестры. В стационаре 31 декабря загружается «тележка радости», медсестры наряжаются Снегурочками и Дедами Морозами и вечером обходят палаты. В холле накрывают новогодний стол, чтобы все, кто хочет и может, могли провести новогоднюю ночь, как дома.
«Хосписная система сгенерировала и наладила непрекращающийся поток заботы о людях, привлекла волонтеров и благотворителей, изменила отношение общества к тому, как можно помогать людям в конце жизни, — объясняет Феликс Пинто Бакерисо. — Мы показываем, что хоспис не только медицинское учреждение, но здесь люди получают и социальную, и психологическую помощь, и человеческое участие, а это и есть паллиативная помощь в полном объеме».
Пожалуйста, привозите и заказывайте мандарины в хосписы! Все подробности тут.
А как надо?
В хосписе ценят каждого из благотворителей и готовы помогать им вникнуть в ситуацию, объяснить, в чем нуждаются подопечные и какие подарки требуются для создания новогоднего настроения.
«Если человек хочет сделать людям в хосписе новогодний подарок, лучше сначала позвонить в хоспис и уточнить, что именно нужно прямо сейчас, — говорит Феликс, — Может, вы хотите привезти мандарины, а их уже достаточно. А вот кофе и сливок мало, и тогда мы просим привезти кофе и сливки, и люди в хосписе будут пить кофе со сливками не только в новогодние праздники, но и еще какое-то время после них.
Или, например, в каком из хосписов уже собраны все подарки и достаточно угощения, а в других многого не хватает. Я работал в Первом московском хосписе, он самый известный и удобно расположен в центре города, поэтому нам всегда привозили больше всех. И мы часть привезенного перенаправляли в другие хосписы, которые расположены в других районах Москвы».
Найти контакты хосписа или паллиативного отделения в вашем районе или городе легко на карте учреждений паллиативной помощи России
Фотографии праздничной атмосферы и поздравлений хочется выкладывать в соцсети. И несмотря на то, что у дарителей нет возможности лично сфотографировать пациентов или снять на видео процесс их поздравления, они могут снимать и выкладывать фото купленных подарков, фотографироваться с координаторами в хосписах.
«Координаторы хосписов всегда выкладывают в соцсети отчеты о том, сколько подарков они собрали, что туда входит, — говорит Соня Ржаницына. — Мы готовы писать благодарственные письма, отмечать в наших соцсетях людей, компании, школы, предоставляющие подарки. И мы всегда рассказываем, как радуются подаркам наши подопечные и как они благодарны всем, кто принимает участие в новогодних сборах».
А главное, стоит помнить, что жизнь в хосписах продолжается каждый день. После новогодних праздников поток дарителей в разы снижается, но при этом люди в хосписах нуждаются в тепле и радости постоянно. Поэтому дарить подарки можно и нужно не только в Новый год. В хосписах благотворители нужны каждый день.
Уходящий год был длинным и непростым, а в непростые времена чаще, чем обычно, хочется чего-то доброго, тёплого, пушистого и… мурчащего? Поэтому знакомьтесь — кот Филя. Он уже два года работает котом-терапевтом в самом старом московском хосписе, всё время наблюдает за пациентами и каждый день становится свидетелем тех самых моментов счастья, которые бы не случились без вашей помощи.
Сделайте пожертвование, чтобы пациенты хосписов не откладывали моменты сейчастья на потом. А в благодарность кот Филя расскажет, какие моменты сейчастья ждут вас в 2023 году.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru.
Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги.