Горжусь, что я медсестра
Горжусь, что я медсестра
Когда я провожу обучающие мероприятия, особенно для врачей, организаторы просят описать мою должность и опыт работы. Обычно я представляюсь медсестрой, но иногда меня просят не делать этого. Ведь будет «солиднее», если я назовусь специалистом по обучению персонала. Тогда я понимаю, что профессия медсестры в сознании у многих — не повод гордиться.
Я очень хочу, чтобы это мнение поменялось, ведь медсестра —это высококвалифицированный специалист. Она ухаживает за пациентами, выполняет назначения врачей, делает диагностические процедуры. У нее в буквальном смысле миллион обязанностей.
Я намеренно ставлю уход на первое место, потому что знания по уходу полноценно изучают именно медсестры. Именно они в полной мере знают, как правильно кормить, повернуть, улучшить дыхание если появились корки в носу, помыть пациента и многое другое.
Медсестра, наравне с врачом — ключевой «игрок» в борьбе человека с болезнью. Без них вся система здравоохранения попросту перестала бы функционировать.
Почему же тогда на вопрос: «Кто ты по профессии?» профессиональные медсестры часто отвечают «Я просто медсестра». Что заставляет их добавлять слово «просто» в характеристику своей профессии, принижая свою роль в медицине?
Как становятся медсестрой?
В течение нескольких столетий медсестры считались служанками уважаемых врачей, несмотря на то, что Флоренс Найтингейл, крестная мать современного сестринского дела, внесла огромный вклад в практику улучшения гигиены и санитарии для предотвращения инфекций. Она буквально спасла тысячи жизней, доказав, что при правильном уходе, эффект от лечения многократно усиливается и выживаемость пациентом растет.
Вплоть до середины 20-го века уход за больными считался «женской работой» и ассоциировался с милосердием и материнством. Полагали, что специальные знания, конечно нужны, но, чаще всего, женщины и сами интуитивно понимают как ухаживать за больными. Сейчас в профессию приходит все больше мужчин. Наконец-то в их трудовые книжки записывают «медицинский брат» — до недавнего времени все числились «сестрами», независимо от пола.
До сих пор мало кто с детства мечтает стать медсестрой. Кто-то хочет стать врачом, но медсестрой — намного реже, ведь это менее престижная работа. Иногда девочки (но в последнее время и мальчики) идут в медицинский колледж, не особо понимая, кем они будут. Так часто бывает в небольших городках, где медицинский — просто единственный колледж в округе.
Мальчики в основном идут учиться на фельдшера скорой помощи. И чаще для того, чтобы вновь попробовать поступить в институт, попасть в который с первого раза не удалось.
Придя на практику в больнице, студент постепенно понимает, что не бывает «просто медсестры».
В поликлинике будет больше бумажной работы и огромное количество контактов с пациентами, которые хотят записаться к врачу, получить лекарства или справку.
В стационаре — огромная загруженность отделений, где на одну медсестру может приходится и 30 и 50 человек, а в некоторых случаях и больше. И состояние каждого из них может опасно измениться. Кого-то надо отправить на исследования или анализы, а каждому второму нужно сделать уколы и поставить капельницу.
А что говорить про отделения онкологии или хосписы, где состояние пациентов может быть очень тяжелым и кроме объемного ухода, большой нагрузкой на медсестер ложится психологическая поддержка пациентов и их родственников
Работа в разных отделениях различается кардинально, но в одном она схожа везде. Это совершенно сумасшедшая мультизадачность, гибкость и быстрая реакция, хорошая память и внутреннее спокойствие, а также развитые навыки коммуникации.
А что же происходит на самом деле?
Выйдя на работу, медсестра сталкивается с тем, что в реальности мультизадачность куда больше, чем показалось на стажировке.
Самое сложное оказывается в том, что делать приходится либо в несколько раз больше того, что прописано в должностной инструкции, либо наоборот — функционал сужается до выдачи лекарств, написания многочисленных бумаг и сбора анализов.
Моей первой работой, была работа в реанимации, где самым большим потрясением для меня была скорость реакции бывалых медсестер и работа с множеством ограничений — у нас не хватало перчаток, мочевых катетеров, зондов, трахеостомических трубок. Все это мы замачивали в дезрастворе, мыли и после стерилизации использовали повторно. Кроме того, для нас было в первую очередь важно спасти пациента, восполнить его электролитный баланс, перелить кровь, быстро среагировать на ухудшение состояния и только во вторую очередь поговорить с человеком, сориентировать его, что с ним случилось. Все делалось очень быстро, не дожидаясь реакции пациента.
Этот период в моей профессиональной деятельности оставил очень противоречивые чувства. С одной стороны я многому научилась за первые годы работы в реанимации, особенно это касалось манипуляций. Однако, учиться мне пришлось не у наставника, а украдкой поглядывая на других медсестер, так как считалось, что учить нас должны были в медучилище и признаться в том, что ты не умеешь, например ставить кубитальный катетер, было нельзя. Особенно тяжело было осознавать, что мы учимся на реальных пациентах.
Я очень ярко помню момент, когда с дрожащими руками и стерильным набором я подошла к своему первому пациенту, которому надо было поставить внутривенный катетер.
Осознание того, что я могу сделать больно этому пациенту, привело меня в ужас. Мне предстояло поставить ему не просто внутривенный катетер, но сделать это тупой иглой с огромным диаметром, так как других вариантов у меня не было. Чтобы как-то снизить вероятность боли, я упрашивала одного из коллег, чтобы он мне дал импортный катетер, более удобный и острый.
Наверное от страха, мне удалось поставить катетер этому пациенту с первой попытки. Он сказал, что у меня «золотые руки», а я еще долго не могла прийти в себя. С этого момента я твердо решила, что во чтобы то ни стало научусь работать с венами любой сложности.
В последствии так и вышло. Я быстро набралась опыта, поработала в общей реанимации, потом в ожоговой реанимации и вскоре мне показалось, что я навсегда останусь работать «просто» медсестрой.
К нам по обмену приезжали медсестры из других стран и по их рассказам было понятно, что у них есть возможность расти в профессиональном плане. В среде медсестер мы часто обсуждали наши возможности, и многие отмечали, что чувствуют свой профессиональный потолок. Многие не понимали, как можно дальше развиваться, куда расти. Было ощущение, что карьера в сестринском деле невозможна.
Медсестра, как бы она не старалась, всегда остается на вторых ролях. Для окружающих, а главное для самой себя она остается «просто» медсестрой. Как будто вклад ее в общее дело не важен, а ежедневная, зачастую изнуряющая работа не имеет ценности.
К сожалению, только единицы находят применение своим талантам, выходящим за рамки ограниченного функционала. Кто-то становится старшей сестрой, кто-то идет преподавать сестринское дело. Очень многие медсестры получают высшее образование по специальности «Психология». Это помогает им в работе с коллегами и пациентами. А кто-то уходит на курсы косметологии, массажа или других смежных профессий.
Поменять взгляд медсестер на самих себя
Безусловно, самооценку медсестер необходимо поднимать уже на уровне обучения в колледжах. Но как нам самим изжить привычку относиться к себе негативно? Что мы можем сделать, чтобы гордиться профессией?
- Получайте новые знания и своей области, и в смежных. Развивайтесь, осваивайте принципы работы и общения с пациентами и их родственниками. Ведь наша самооценка зависит от уровня профессионализма, а значит от образования и культуры.
- Делитесь знаниями с новичками и коллегами. Каждая медсестра может внести свой вклад в общее дело.
- Поддерживайте и хвалите друг друга. Это важно не только для поднятия самооценки, но и для профилактики выгорания, так как наша работа связана с высоким риском эмоционального истощения.
- Сейчас важной частью нашей жизни стали соцсети, и я призываю медсестер — объединяйтесь в группы. В них можно получить поддержку, совет и второе мнение по наболевшим вопросам, сложным манипуляциям.
- Растите профессионально. Вы знаете много нюансов работы, по которым можно провести исследования или написать статью. Многие сестринские издания готовы сотрудничать с опытными медсестрами в этом вопросе.
- Всегда обсуждайте совместную работу с врачом. Никто не создаст мультидисциплинарную команду, о которой сейчас все говорят, кроме тех, кто в этом участвует. От вас, в том числе, зависит понимание сестринских процессов врачом и другими участниками команды. Только открытые и прозрачные отношения будут продуктивны. Вам будут больше доверять, и вы сможете скоординировать свою работу.
- Доброжелательность и достоинство — признаки профессионализма. Будьте приветливы, открыты, но не заискивайте. Вы не должны выглядеть так, как будто боитесь жалоб.
- Иногда мы вынуждены много раз повторять пациенту или родственникам одну и ту же информацию, нам приходится контактировать с раздраженными, возмущенными или горюющими людьми и из-за этого мы можем быть резкими и нетерпеливыми. Старайтесь выровнять свое состояние, по возможности снимайте напряжение. От нашего настроя зависит то как нас воспринимает пациент и в итоге его самочувствие.
Новые знания нужно получать не только медсестрам, но и старшим сестрам, так как они — проводники ценностей коллектива. Прозрачная схема наставничества позволит передавать знания новичкам, коллегам из других отделений, младшему медперсоналу.
Медсестра в паллиативной помощи
«Ты что, пошла работать в хоспис?, — с ужасом спросила меня бывшая коллега. — Там же люди умирают каждый день! Зачем это тебе нужно?»
Такой вопрос мне задавали не один раз. Это происходило от того, что о паллиативной помощи мало знают не только пациенты, родственники, но и медсестры и врачи. И именно в паллиативных отделениях особенно ярко проявляются те грани сестринского опыта и профессионализма, которые лежат в основе работы сестры — тщательный уход, забота и поддержка.
Работа в отделениях с онкологическими больными, паллиативного профиля, особенно детского паллиатива, накладывают на медсестру дополнительную психологическую нагрузку. Эмоциональные переживания для медсестры — это часть работы, но мало кто задумывается, что мы работаем не только руками, но и душой и сердцем. Часто от того, в каком эмоциональном состоянии мы находимся, зависит состояние наших пациентов.
***
Я горжусь тем, что я медицинская сестра. Я знаю, что наша роль в процессе лечения очень важна, и она — не меньше, чем у врача. Но вместе мы делаем общее дело. Врач не может ухаживать за пациентом, его задача не упустить ничего из анамнеза, чтобы правильно поставить диагноз, назначить и скорректировать лечение. Наша задача — правильный уход в зависимости от проблем и потребностей пациента. Только вместе мы сможем полноценно помочь людям.
Сейчас в нашей системе здравоохранения много перекосов, ошибок и бумажной работы. Мы все от этого устаем, но поддерживая друг друга, мы сможем развивать сестринское дело в правильном русле, где проблемы человека и их решение будут на первом месте.
Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что когда вас спросят, кто вы по профессии, вы с гордостью ответите: «Я — медсестра».
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Использовано стоковое изображение от Depositphotos.