Хоспис отлично сбивает спесь
Хоспис отлично сбивает спесь
Полина Осетинская — пианистка, исполнитель широкого репертуара концертов с оркестром — уже много лет постоянный волонтер благотворительного фонда «Вера». Специально для портала «Про Паллиатив» она рассказала о своем решении стать волонтером, о пути и страхах, а еще о том, насколько это важно для нее и для людей, которые ее слушают.
***
В 2008 году я впервые стала матерью, у меня родилась дочка. И материнство открыло во мне какие-то совершенно новые грани, душевные порывы, эмпатия стала работать… как будто только тогда она и начала по-настоящему работать.
Любое человеческое страдание стало во мне отзываться довольно остро. Я стала следить в соцсетях за Галей Чаликовой, Верой Миллионщиковой, Лидой Мониавой, Нютой Федермессер, читала разные истории. Тогда еще не было ни детского хосписа, ни выездной службы, и дети уходили во взрослом хосписе.
Потом у меня родился сын, примерно в то время я начала примерять истории, которые читала, на себя. И невозможность помочь хоть чем-то, кроме денег, не давала мне покоя. Хотелось сделать что-то, внести свой вклад.
Перед первым концертом в хосписе я очень боялась! Я была как будто заторможенная, внутренне зажата. Но после выступления я начала понимать, что мой страх — это просто трусость! Родители, которые с этим живут, — все они удивительно мужественные люди. Персонал, который не меняется из года в год, — я восхищаюсь этими удивительными людьми!
Со временем я перестала воспринимать это как «кошмар и ужас». Да, есть неизлечимые заболевания, есть ситуации, которые мы никак и ничем не можем изменить. Но жизнь не должна останавливаться! В ней по-прежнему должно быть место всему. Это очень хорошо отражает слоган «Жизнь на всю оставшуюся жизнь».
Жизнь на всю оставшуюся жизньФрагмент из книги «Жизнь на всю оставшуюся жизнь. Настольная книга человека»Я увидела, что хосписы — это места, которые созданы по-настоящему добрыми людьми. В них столько жизни, столько света! Я бы хотела, чтобы все хосписы в нашей стране были именно такими.
Теперь я каждый раз прихожу в хоспис с радостью и надеждой.
У меня нет одного постоянного репертуара, и я не отказываюсь, если меня просят что-то сыграть. Единственное правило — я играю светлую музыку, от которой не остается тяжелого послевкусия, уж точно не траурную, не слишком сложную, и обычно не играю что-то современное. В музыке, которую я выбираю для хосписа, есть гармония, она «захватывает в свой эмоциональный плен».
В Первом московском хосписе ушла от рака моя подруга. И, пока она там находилась, я знала, что она была в надежных руках, которые точно не прибавят боли и страдания. Я знала и до этого, но сейчас особенно четко увидела и не могла сдержать благодарности к тому отношению к смерти, болезни и неизбежности, которое там принято. Это возвращает веру в человечество.
Ведь все мы знаем, какие бесчеловечные условия бывают в разных медицинских организациях, в домах престарелых, в ПНИ. С какими чудовищными бесправием и жестокостью сталкиваются люди…
Именно против этих бесправия и жестокости я и борюсь, как могу и как умею.
Я надеюсь, что моя музыка помогает, утешает, приносит, для кого-то последнюю радость.
И это действительно так, после концертов меня благодарят. Пожилые люди вспоминают свои молодые счастливые годы, как они танцевали и влюблялись. Была одна женщина, она рассказала мне, что вальс «вернул ее в молодость», когда у нее был роман, а она сама была молода и счастлива.
Музыка ведь работает, как невербальный психотерапевт. Она успокаивает, дарит приятные эмоции, утешает. Музыка помогает проживать эмоции, в том числе горе и гнев, — то, с чем часто сталкиваются неизлечимо больные люди. И в результате она помогает принять какие-то вещи, которые принять было тяжело. Это ее колоссальное свойство. И, я убеждена, что музыка в хосписе помогает не только пациентам, но и их близким.
А на мои концерты очень часто вместе с пациентами приходят их родственники. Я помню, например, как все выступление один мужчина сидел и держал за руку свою уходящую жену. Очень трогательно быть свидетелем таких, казалось бы, простых моментов: как внуки навещают дедушку, как родители сидят рядом с молодыми пациентами…
Для меня поначалу было сложно понять специфику концерта в хосписе. Это совсем не концертный зал, в котором царит тишина. Кто-то может издавать разные звуки, кто-то захочет пить, кого-то нужно увезти или привезти…
Мне потребовалось время, чтобы к этому привыкнуть, понять что это абсолютно естественно и нормально, чтобы перестать смотреть через призму своей академической высоколобости. Хоспис отлично сбивает спесь.
И еще я думаю, что не только пациентам и их близким важны мои концерты, они и для меня многое значат. Как и любой волонтер, я получаю свою «выгоду»: во-первых, я получаю ощущение причастности, нужности. Во-вторых, это дает мне силу и крепость: ведь мы часто жалуемся на жизнь, когда у нас неприятности, думаем, что нас обделили, обидели, не принимаем обстоятельства… а потом приходишь в хоспис, и все это как рукой снимает.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru.
Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги.