Очевидность для всех пользы волонтерства — это иллюзия

Как волонтерской организации начать сотрудничать с больницей и с какими трудностями они при этом сталкиваются

Очевидность для всех пользы волонтерства — это иллюзия

Как волонтерской организации начать сотрудничать с больницей и с какими трудностями они при этом сталкиваются
Содержание
Требования формируются по принципу «чем больше — тем лучше»
«Не было вас — и никто не мешал работать»
Обучение и оформление волонтеров
Как волонтерская организация приходит в больницу? 

Почитать пациенту книжку перед сном, погулять с ним или поиграть в настольные игры. Просто посидеть рядом, держа за руку. Побыть курьером, доставив подопечному посылку, или «таксистом» — если нужно отвезти его к врачу. Помыть полы, стены и окна в отделении. Пересадить и полить цветы в горшках, убрать листья в саду. Все это задачи, которые в медицинских учреждениях часто выполняют волонтеры. Цель работы добровольца — сделать жизнь пациентов и их родственников ярче, легче и удобнее. Однако пока, пока в большинстве больниц России волонтеров нет. 

Вопросы организации волонтерских программ мы обсудили с Еленой Рачковой, руководителем волонтерских и реабилитационных программ фонда «Подари жизнь», Мариной Сенаторовой, президентом благотворительного фонда «Первый детский хоспис Свердловской области» и Натальей Лаврик, заместителем директора калининградской благотворительной автономной некоммерческой организации Хоспис “Дом Фрупполо”.

Требования формируются по принципу «чем больше — тем лучше»

Во время пандемии Covid-19 и длительного карантина были введены строгие ограничения на посещения в больницах и социальных учреждениях. Но и сейчас, несмотря на спад уровня заболеваемости коронавирусом, многие медицинские учреждения продолжают требовать от волонтеров длинный перечень анализов.

Руководитель волонтерских и реабилитационных программ фонда «Подари жизнь» Елена Рачкова подчеркивает, что, согласно рекомендациям Минздрава по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья, нет необходимости в медицинском обследовании добровольцев, которые занимаются досуговой и обучающей деятельностью пациентов и их родственников.  

На практике же добровольческие и благотворительные организации сталкиваются с жесткими требованиями больниц, включающими перечень анализов и обследований. Нередко список этих требований формируется по принципу «чем больше — тем лучше».  

«Списки анализов, обязательных для волонтеров, различны для разных клиник, даже если пациенты страдают одними и теми же заболеваниями. У подопечных фонда «Подари жизнь» низкий иммунитет, поэтому в стремлении обеспечить их безопасность эпидемиологи могут составить весьма объемный список анализов, который надо регулярно обновлять. Для большинства волонтеров он становится непосильным», — рассказывает Елена Рачкова.

Коллега Елены, президент благотворительного фонда «Первый детский хоспис Свердловской области» Марина Сенаторова, подтверждает: «Мы помогаем в Детском хосписе в большой областной детской больнице Екатеринбурга. В её отделениях помогают разные фонды и волонтёры, и нет единых требований к перечню предоставляемых ими документов». 

Самые строгие требования предъявляют к волонтерам, которые непосредственно контактируют с больными или подопечными. В них обычно входит флюорография, госпитальный комплекс анализов на распространенные инфекции. Но также к ним могут добавить анализы на коронавирус, справки о вакцинации от гриппа или наличие прививки от кори. 

Федеральный закон о благотворительности и волонтерстве прописывает основные правила и принципы для любой волонтерской организации. А вот проработкой требований к добровольцам, работающим в разных сферах благотворительности, должны заниматься министерства и региональные органы законодательной власти. 

Нормативные акты для больничных волонтеров на федеральном уровне разрабатывает Минздрав, а на региональном — департаменты и комитеты здравоохранения. Регламенты для волонтеров «Лизы Алерт» — это задача МЧС, а добровольцев в ПНИ — Минтруда. 

«Еще мы имеем дело с нормативными документами разного уровня. Например, методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ были выпущены еще в 2018 году, но в пункте о приравнивании волонтера к посетителю в части анализов они не работают до сих пор. Обосновывая свою позицию эпидемиологи часто ссылаются на локальные или региональные нормативные акты, на распоряжения главного санитарного врача” — объясняет Елена.  

Волонтеры в хосписной помощиОпыт организации системной работы с добровольцами Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера»

«Не было вас и никто не мешал работать»

5 мая 2023 года глава ВОЗ доктор Тедрос Адханом Гебрейесус объявил, что пандемия коронавируса закончилась, и, хотя вирус еще представляет опасность, «COVID-19 больше не имеет статуса чрезвычайной ситуации в области здравоохранения». 

Тем не менее, многие медицинские учреждения не сняли ковидные ограничения на посещения. 

«У нас есть опыт, когда отношения с больницей закончились с приходом коронавируса и больше так и не возобновились», — говорит Наталья Лаврик, заместитель директора калининградской благотворительной автономной некоммерческой организации Хоспис “Дом Фрупполо”». 

Причина, по мнению Натальи, не только в беспокойстве за здоровье пациентов и эпидемическую безопасность: «Волонтер, заходя в больницу, видит вещи свежим взглядом. Медицинскому персоналу может не понравиться, если он будет акцентировать внимание на недостатках больницы, выносить проблемы на всеобщее обсуждение. Не раз бывало, что волонтеры, увидев какие-то неправильные моменты, говорили о том, что так быть не должно. Они могут задавать неудобные вопросы. Получается коммуникационный конфликт. Сейчас ситуация такова: если врач не горит идеей волонтерства, ничего не получится». 

Еще одна причина нежелания работать с добровольцами в том, что многие медики воспринимают их как дополнительную нагрузку, а не помощь. 

«Очевидность для всех пользы волонтерства — это иллюзия,  —  говорит Елена Рачкова. — Волонтеров во многих учреждениях воспринимают как “беспокойное хозяйство”. После пандемии иногда мы слышали фразы типа “Вот не было вас — и так было хорошо, никто не ходил, не мешал работать”». 

Наталья Лаврик отмечает, что руководство больницы и персонал часто воспринимают добровольцев как посторонних людей, которые «проходили мимо и вдруг решили зайти». 

Жизнь на всю оставшуюся жизньФрагмент из книги «Жизнь на всю оставшуюся жизнь. Настольная книга человека»

Обучение и оформление волонтеров

«Если человек захотел волонтерить в больнице, это не значит, что его туда сразу же отправили. — поясняет Наталья.— Кандидаты проходят серьезный отбор, обучение, психологическое тестирование, инструктаж. Часть желающих на разных этапах сама отсеивается, кому-то благотворительная организация отказывает. Волонтер, который пришел в больницу, хорошо понимает, зачем он там и почему». 

Во время обучения волонтерам нужно научиться взаимодействовать с персоналом медучреждения, не отрывая их от прямых обязанностей. Но освоить надо не только правила поведения в отделении, но и этику общения с пациентами и их родственниками. 

Так, важно предупреждать, что волонтер не может обнародовать данные пациентов без их согласия, например, если решит поделиться историей человека в соцсетях, пусть и с добрыми намерениями. Нельзя фотографировать больных, снимать их на видео, комментировать больному или его родственникам диагноз или состояние здоровья, даже если волонтер хочет подбодрить семью. Он может сделать это некорректно, обидеть или напрасно обнадежить в тяжелой ситуации, причинив дополнительные страдания. 

«Наши волонтеры работают с паллиативными детьми в отделении областной детской клинической больницы — “Первом детском хосписе”, проводят мастер-классы примерно четыре раза в неделю, — говорит Марина Сенаторова. — Мы в обязательном порядке просим волонтеров подписать согласие на обработку персональных данных, а также информируем, что они не могут фотографировать детей и их родственников, говорим о технике безопасности».

Волонтерская организация должна подписать с добровольцем согласие на обработку и хранение его персональных данных: это важно, так как при взаимодействии с учреждениями организация передает им информации о волонтере, в том числе паспортные данные для оформления пропусков, медицинскую информацию, которую просматривает эпидемиолог и т.п.

Если волонтер помогает на мероприятии с фото- или видеосъемкой, он подписывает договор об отчуждении прав на медиаматериалы волонтерской организации, после чего он не может использовать их в своем портфолио или соцсетях. 

«Федеральный закон рекомендует закреплять взаимные права и обязательства в форме договора между волонтером и волонтерской организацией. В договоре описывается, на что волонтер вправе рассчитывать с точки зрения условий и обеспечения его добровольческой деятельности, каким правилам он должен следовать и при каких условиях договор будет расторгнут. В договор имеет смысл включить требования о соблюдении конфиденциальности, например, если волонтер по роду своей деятельности получает доступ к личной информации подопечного. — комментирует Елена Рачкова.— Все остальные требования и ожидания должны открыто проговариваться еще на стадии отбора. Например, волонтерская организация может принимать волонтеров только с высшим образованием или опытом работы в определенной сфере, если речь идет об оказании профессиональной помощи, или волонтеров старше или младше определенного возраста и т.д. Эти требования определяются особенностями конкретного проекта и той деятельности, которой предстоит заниматься волонтеру». 

Кроме пунктов, указанных в федеральном законе, в договоре желательно прописать:

  • условия, при которых организация в одностороннем порядке может прервать отношения с волонтером; 
  • правила взаимодействия волонтеров с персоналом учреждений;
  • обязательства организации по обеспечению волонтерской деятельности (маски, респираторы, СИЗы, материалы для занятий и пр.).

Так как в организации может быть несколько волонтерских групп с разной спецификой помощи, в тексте договора можно сослаться на локальный документ, в котором подробно прописаны правила для разных волонтерских групп. Организация имеет право изменять эти правила в одностороннем порядке, но обязана сразу уведомить добровольцев об этом.

Наличие договора позволяет организации на законном основании компенсировать волонтеру отдельные расходы: в федеральном законе прописано, что организация может компенсировать расходы на форменную одежду, средства индивидуальной защиты, питание добровольца и т.д. 

Как волонтерская организация приходит в больницу?

Согласно федеральному закону о благотворительной деятельности и добровольчестве, волонтерская организация имеет право обратиться в любую организацию здравоохранения или социальных услуг и сформулировать свое предложение о начале сотрудничества. В течение 20 дней организация должна ответить на него, и, если ответ положительный, в течение 14 дней заключить договор. 

Договор о сотрудничестве требует взаимного согласия - с одной стороны, волонтерская организация выбирает, в какие учреждения обращаться с предложением сотрудничества, с другой, учреждение имеет право согласиться с предложением или отказаться от него. 

«Причины отказа учреждения от волонтерской помощи могут быть разными, — говорит Елена Рачкова. — Например, ваш фонд совсем недавно создан и пока не заработал репутацию и доверие. Может быть, у руководства учреждения был негативный опыт общения с волонтерами и повторения они не хотят. А может быть, у них нет четкого представления о том, кто такие волонтеры и чем они могут быть полезны”. 

В этой ситуации крайне эффективным инструментом, который облегчает работу, остается человеческое общение: волонтерской организации нужно разговаривать с руководством больниц, выяснять, какая помощь им нужна больше всего и предлагать разные варианты сотрудничества. 

«Государство старается поощрять учреждения, которые работают с волонтерами, но сложившейся культуры взаимодействия пока нет, — говорит Елена Рачкова. — На мой взгляд, важно, чтобы волонтерские организации понимали и принимали свою долю ответственности в этом процессе. Чтобы мы научились понятно и доходчиво рассказывать, чем мы можем быть полезными, чем наше появление в учреждении может помочь персоналу, пациентам. Чтобы со своей стороны мы были готовы к диалогу и переговорам. Ведь мы приходим в сложившуюся систему, и на любые изменения требуется время. Поэтому можно начинать с чего-то небольшого, а потом, заработав доверие, двигаться дальше».

 

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru. 

Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги. 

https://pro-palliativ.ru/blog/ochevidnost-dlya-vseh-polzy-volonterstva-eto-illyuziya/
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Звоните круглосуточно и бесплатно, если:
· не знаете, как помочь вашему тяжелобольному близкому,
· хотите узнать, как ухаживать за вашим близким дома,
· вы растеряны, потеряны и вам нужна поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно