Арт-терапия — не то, чем кажется — Про Паллиатив

Арт-терапия — не то, чем кажется

Фото из архива студии «САМО»
Почему в России арт-терапию часто не воспринимают всерьез? Может ли зеленый карандаш помочь прожить горе? Какие практики можно сделать самостоятельно — вместе с больным близким?
Время чтения: 4 мин.
Фото из архива студии «САМО»
Поделиться
Поделиться

Когда мы слышим «арт-терапия», у многих из нас всплывает такой образ: вокруг стола сидят женщины и валяют из войлока сумки или бусы. Или такой: по ватману ползают дети и оставляют отпечатки ладошек в краске. 

Это то, чем арт-терапия не является.

Что такое арт-терапия? 

Арт-терапия — это не про «красиво нарисовать» и весело провести время. Это даже не про результат, а про творческий процесс, через который можно выразить сложные чувства, уменьшить тревогу и проработать старые, «больные» травмы. Проводником в этом действии становится специалист — дипломированный арт-терапевт, который сам прошел не один час личной психотерапевтической практики и умеет создать безоценочную комфортную среду. 

Так карандаши, комочки глины, маркеры, пластилин, краски, бумага, пастель и даже лего становятся инструментами для проживания всего, что сложно выразить словами, но можно «выгрузить» с помощью рук. В процессе получается художественный объект, который вы рассматриваете и интерпретируете вместе с терапевтом. Иногда это готовое художественное произведение, вокруг которого можно построить беседу. 

Арт-терапия прекрасна тем, что само по себе творчество — приятный, безобидный и медитативный процесс, в который погружаешься на 100%. «Картина не может обидеть и ранить», — сказала в одной из лекций Кристин Керр, доктор психологических наук, глава отделения клинической арт-терапии Университета Лонг-Айленда в Нью-Йорке. 

Сессии арт-терапии можно проводить с детьми и взрослыми, в группе или индивидуально. 

Инклюзивный музей: как устроены программы для людей с инвалидностьюЧто такое культурная инклюзия и как музеи открываются для людей с инвалидностью

Как это работает?  

Нине 36 лет. Недавно она переехала в Москву и устроилась на работу медсестрой в онкологическое отделение больницы. В последнее время она стала часто раздражаться («кто-то кашляет в автобусе — хочется ударить»), срываться на 5-летнем сыне, мучиться от головных болей, с трудом просыпаться. Можно было бы предположить, что так влияет работа с «тяжелой темой», но в своем родном городе Нина работала ровно в такой же области несколько лет. 

Нина поняла — что-то не так. Но она скептически относилась к психологам, ей были ближе разговоры по душам с друзьями. Однажды подруга посоветовала ей арт-терапию — и дала контакт Лады. Нина решила попробовать: кисти и бумага не так пугали ее, как «открыть душу чужому человеку». 

Арт-терапевт выслушала историю Нины и предложила поработать с акварелью, но заметила, что Нина напряглась: любые краски у нее ассоциировались с уроками академического рисунка, где все строго. Кроме того, Нина «боялась все испортить», а краски невозможно стереть. Тогда терапевт протянула простой карандаш и лист бумаги, попросила Нину нарисовать человечка в формате «палка-палка огуречик».    

Нина нарисовала человека в саду возле дома. 

Лада уточняет: Этот человек только что пришел — или он, наоборот, уходит? 

Нина: Приходит. 

Лада: А откуда он пришел? 

Нина: С работы.

Лада: Он устал? 

Нина: Да.

Лада: Но он решил не идти сразу в кровать, а задержаться в саду?

Нина: Наверное.

Лада: Как вы думаете, почему? Может, ему захотелось полить цветы?

Нина: Ну да. Да, наверное, полить цветы.

Лада: Ждет ли его кто-то в доме? 

Нина: Нет. 

В этот момент Нина почувствовала, что в ней поднимается раздражение, которое она испытывает каждый день. Лада заметила это и рассказала, что есть чувства, которые принято считать «отрицательными», но злиться — совершенно нормально и естественно. Терапевт предложила Нине дорисовать в саду цветы и каждому дать имя в виде того, что ее злит или обижает. 

Среди цветов Нины был такой: «Бесит, что я должна все делать одна». В дальнейшем диалоге с терапевтом выяснилось, что Нина пережила болезненное расставание с мужем, но внешне «держала себя в руках» и даже смогла переехать с сыном в Москву, чтобы доказать, что справляется в одиночку. 

Терапевт подтвердила, что иногда случаются травмирующие обстоятельства, на которые мы не можем повлиять — такие ситуации остается только принять. Она отметила силу воли Нины и ее целеустремленность. И предложила персонажу произнести то, что Нина сказала бы бывшему мужу, без какой-либо цензуры — человечек в поле один и никто его не услышит. 

Далее Лада вместе с Ниной трансформировали рисунок так, чтобы он перестал печалить: самый «обидный» цветок превратился в огромную яблоню, которая дала красивые плоды. И пририсовали другого человека в окне, чтобы было ясно — дома кто-то ждет. 

Нина ушла с чувством легкости и освобождения, а также осознанием, что не следует перекладывать на мужа ответственность за перемены — только она может решить, как лучше. 

«Раковый больной обязан стать эгоистом»Говорить или нет о своем диагнозе в соцсетях и публичном пространстве

Если это такой мощный инструмент, то почему в России это не популярно? 

«Главная причина — для нашей страны это относительно новая практика. В Россию арт-терапию привезли только в 90-е. За рубежом эта практика закономерно выросла из исторических событий намного раньше, — рассказывает Анна Ше, клинический арт-терапевт и руководитель студии арт-терапии «САМО» в Москве. — Ветеранам Первой мировой войны в одном из госпиталей в Англии предложили заниматься скульптурой. Оказалось, что те, кто посещал художественную студию, реабилитировались быстрее. У нашей страны не было такой естественной встречи с этим явлением».

Не успел этот вид терапии прижиться в России, как «арт-терапией» — симпатичным и модным западным термином — стали называть то, что ею не является. «Подключились коммерческие институты: заимствовали его и красиво продавали, называя арт-терапией любые творческие мастер-классы. Люди приходили — и видели продукт, который ничем не отличался от привычных активностей, кроме названия, — продолжает Анна. — Сейчас российское сообщество арт-терапевтов прикладывает много сил, чтобы разрушить этот образ». 

Помимо этого, в российской культуре наблюдается пренебрежение ко всему «детскому» — оно приравнивается к «несерьезному». Так как процесс арт-терапии часто похож на игру, он автоматически обесценивается: «Я что, маленький?».

Есть ли люди, которым арт-терапия совсем не помогает или не подходит? 

Есть ситуации, в которых арт-терапия не может быть основной практикой, а только вспомогательной: зависимости (булимия, анорексия, алкогольная зависимость и другие), клинический диагноз (депрессивный эпизод и так далее). В этом случае должно быть комплексное лечение: арт-терапию лучше сочетать с сессиями у психиатра. 

Также есть люди, у которых долгий процесс входа в арт-терапию. Это не значит, что арт-терапия им не подходит — просто нужно подобрать то, что сработает. Если человек думает, что он не видит образы и не обладает образным мышлением, можно воздействовать через слух, осязание или движение (например, через танец).  

Фото из архива студии «САМО»

Может ли помочь арт-терапия паллиативным пациентам? 

Арт-терапия для взрослых 

Если у взрослого человека обнаружили заболевание, которое ограничит продолжительность его жизни, арт-терапия поможет ему, в первую очередь, принять диагноз и печальный прогноз. 

Через творчество реально выразить страх болезни и смерти, чувство одиночества, найти утешение. Также творчество — отличный проводник для восстановления отношений с членами семьи. 

Арт-терапия может показать тяжелобольному человеку, что у него еще есть силы и он может самостоятельно ими распоряжаться. Хотя бы на уровне «я могу держать в руках карандаш». Для этого важно использовать специальные адаптированные художественные материалы — например, карандаш или кисточку для ослабленной руки, мягкие материалы вроде масляной пастели. Так человек не встретится со страхом перед беспомощностью. Ощущение «я все-таки могу самостоятельно» влияет на все физические показатели. 

Есть и еще одна вещь. В конце жизни многим важно осмыслить ее, оставить что-то после себя. Поэтому создание творческих работ, фиксация воспоминаний или написание писем тем, кто останется — тоже важные приемы арт-терапии.  

Кукла-друг: помочь ребенку принять себя и не бояться леченияКак устроена кукла-помощник для пациентов, их близких и врачей и для чего она нужна

Арт-терапия для болеющих детей и подростков 

Рисование, игра, музыка — естественный для детей способ общения с окружающим миром. В то время как облечь чувства и переживания в слова многим детям сложно. Даже если удается начать разговор, дети часто пытаются уберечь взрослых от волнений: они улавливают реакцию взрослых и понимают, что тема болезненна. 

С помощью арт-терапии ребенок может перенести тревогу, пугающие фантазии, чувство вины на предметы — а не на людей или себя. А для родителей арт-терапия — способ увидеть, насколько ребенок понимает суть происходящих событий, поддержать его. 

В учебнике «Паллиативная помощь детям» под редакцией Э. Голдман, Р. Хейна и С. Либена (Oxford university press) приводится история мальчика Уэсли, который вылепил глиняную фигурку, изображающую сцену нападения на него акулы: 

«Девятилетний Уэсли был направлен к психологу из-за вспышек агрессии, которые случались у него дома. За несколько лет до этого у мальчика было выявлено дегенеративное заболевание ЦНС, и он все сильнее нуждался в инвалидной коляске. Пока Уэсли лепил фигурку, он говорил сам с собой о том, какая акула большая и сильная и как она кусочек за кусочком поедает его ноги. Этот разговор не только символически выражал то, что испытывал Уэсли по мере того, как ему все труднее становилось передвигаться; из дальнейшего разговора выяснилось, что над ним издеваются в школе. Чувство беспомощности и неспособность ответить обидчикам или убежать от них тяжело сказывались на мальчике. Обращение за помощью (взрослые узнали, а работники школы постарались прекратить издевательства) оказалось весьма эффективным». 

Фото из архива студии «САМО»

Арт-терапия увлекает всех участников и позволяет переживать интерес, увлеченность, азарт, несмотря на постоянную травмирующую память о терминальном диагнозе. А ребенок проживает свою обычную детскую жизнь, где не одиноко и не страшно. 

Можно разыграть с ребенком пьесу на воображаемой сцене, а через героев выразить чувства: погоревать, поругаться, похохотать, поплакать. Например, дать ребенку пластилинового колобка, а родителю — зеленый карандаш. Колобку приклеить слезу или опустить уголки рта, чтобы показать, что ему грустно. Зеленый карандаш проявляет заботу и спрашивает, что случилось, не болен ли колобок. Выслушивает и предлагает колобку погрустить вместе. Они сидят рядом и грустят. А после — придумывают, как им не грустить. Колобок должен поделиться своим ритуалом: выпить чай с шоколадкой, посидеть под деревом и почитать книгу, спеть. Так, опираясь на ответ ребенка, можно определить, какие занятия помогают ему расслабиться. Родитель и ребенок могут отправиться в воображаемое путешествие в такое «безопасное место» — это станет способом релаксации.

«Одиночество детей — это очень страшно, это смерть до смерти»Интервью с психологами Александром Кудрявицким и Натальей Клипининой о том, почему «правда ради правды» и «заговор молчания» иногда одинаково опасны для болеющего ребенка и его семьи.

Арт-терапия для родственников и друзей больного 

Близкие больного тоже испытывают сильные чувства. Арт-терапия поможет выплеснуть их. Самое простое, что может предложить арт-терапевт — «сгружать» чувства на бумагу. Например, завести дневник (желательно, симпатичный — с оформлением, наклейками, вкладышами). Если человеку сложно формулировать мысли на бумаге, предложить использовать фразы «мне тяжело», «мне плохо», «мне страшно». 

Иногда на творческой волне родственник начинает документировать в этом дневнике слова и истории своего близкого. 

Что делать, если сил на арт-терапию у больного уже нет? 

Для совместного занятия творчеством, конечно, нужны силы — моральные и физические. Если есть хотя бы минимальная возможность, что человек согласится — пробуйте. Но, если силы на нуле, близкого может только огорчить ваше предложение. 

Погладьте его, просто сядьте рядом. Можно будто на ладони нарисовать что-то своей рукой. Спойте тихо любую песню, даже самую дурацкую колыбельную из мультфильма. Только не ждите, что он повернется и начнет подпевать. Не ждите ничего. Просто пребывайте вместе с ним — здесь и сейчас. 

Во многих семьях принято сдерживать чувства — ведь тяжело и невыносимо показывать больному, что все плохо. Но если бесконечно перепрыгивать ту часть, где горько и больно, эти чувства копятся и тревожат всю оставшуюся жизнь. 

Через магию творчества у тяжелобольного ребенка или взрослого, а также у всех, кто рядом, появляется возможность побыть в ином пространстве — пусть и ненадолго. Отыграть страхи, радости, ужасы. Получить новые силы. Арт-терапия — это про выдох и возможность вдоха. 

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Поделиться
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Если вам или вашим близким срочно необходимо обезболивание, помощь хосписа, консультация по уходу или поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Запомнить короткую встречу

Как устроены и для чего нужны фотосессии при перинатальных потерях

Подробнее
Психология
Запомнить короткую встречу

Как устроены и для чего нужны фотосессии при перинатальных потерях

«Быть рядом – не значит давать советы»

Психолог Алена Кизино о том, как родители переживают утрату ребенка и как им в этом помочь

Подробнее
Психология
«Быть рядом – не значит давать советы»

Психолог Алена Кизино о том, как родители переживают утрату ребенка и как им в этом помочь

Коробка памяти

Когда умирает близкий, мы хотим как можно дольше помнить его, сохранять важные моменты и переживания, которые нас связывали, не забывать, какой это был человек и делиться своими воспоминаниями с теми, кому он тоже дорог

Подробнее
Всем
Коробка памяти

Когда умирает близкий, мы хотим как можно дольше помнить его, сохранять важные моменты и переживания, которые нас связывали, не забывать, какой это был человек и делиться своими воспоминаниями с теми, кому он тоже дорог

Что делать с вещами близкого человека после его смерти

С чего начинать, куда пристраивать, что самое трудное и почему вынести вещи на мусорку — не единственный вариант

Подробнее
Важно
Что делать с вещами близкого человека после его смерти

С чего начинать, куда пристраивать, что самое трудное и почему вынести вещи на мусорку — не единственный вариант

«Держись», «Я тебя понимаю», «Пришло время» — как не стоит утешать

Кризисный психолог, психолог Детского хосписа «Дом с маяком» Лариса Пыжьянова — о типичных фразах утешения и о том, что на самом деле за ними стоит

Подробнее
Важно
«Держись», «Я тебя понимаю», «Пришло время» — как не стоит утешать

Кризисный психолог, психолог Детского хосписа «Дом с маяком» Лариса Пыжьянова — о типичных фразах утешения и о том, что на самом деле за ними стоит

Что делать с вещами близкого человека после его смерти

С чего начинать, куда пристраивать, что самое трудное и почему вынести вещи на мусорку — не единственный вариант

Подробнее
Личный опыт
Что делать с вещами близкого человека после его смерти

С чего начинать, куда пристраивать, что самое трудное и почему вынести вещи на мусорку — не единственный вариант

«Держись», «Я тебя понимаю», «Пришло время» — как не стоит утешать

Кризисный психолог, психолог Детского хосписа «Дом с маяком» Лариса Пыжьянова — о типичных фразах утешения и о том, что на самом деле за ними стоит

Подробнее
Общение
«Держись», «Я тебя понимаю», «Пришло время» — как не стоит утешать

Кризисный психолог, психолог Детского хосписа «Дом с маяком» Лариса Пыжьянова — о типичных фразах утешения и о том, что на самом деле за ними стоит

Запомнить короткую встречу

Как устроены и для чего нужны фотосессии при перинатальных потерях

Подробнее
Паллиативная помощь детям
Запомнить короткую встречу

Как устроены и для чего нужны фотосессии при перинатальных потерях

«Быть рядом – не значит давать советы»

Психолог Алена Кизино о том, как родители переживают утрату ребенка и как им в этом помочь

Подробнее
Психология
«Быть рядом – не значит давать советы»

Психолог Алена Кизино о том, как родители переживают утрату ребенка и как им в этом помочь

Коробка памяти

Когда умирает близкий, мы хотим как можно дольше помнить его, сохранять важные моменты и переживания, которые нас связывали, не забывать, какой это был человек и делиться своими воспоминаниями с теми, кому он тоже дорог

Подробнее
Психология
Коробка памяти

Когда умирает близкий, мы хотим как можно дольше помнить его, сохранять важные моменты и переживания, которые нас связывали, не забывать, какой это был человек и делиться своими воспоминаниями с теми, кому он тоже дорог

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно