Паллиативная помощь — это профессиональное сопереживание, выраженное в действии

Как онколог может помочь пациенту, которого невозможно вылечить

Паллиативная помощь — это профессиональное сопереживание, выраженное в действии

Как онколог может помочь пациенту, которого невозможно вылечить

В умах людей паллиативная помощь, хоспис и подобные учреждения ассоциируются со скорбью, утратой, и вопиющей несостоятельностью нашей современной медицины в целом. Для большинства любая паллиативная интервенция остаётся неминуемо болезненной и уничижительной атакой, ведущей к страданию. 

Зачастую даже врачи думают, что паллиативная помощь является бездействием по отношению к пациенту, но это не так. Для специалиста, особенно онколога, паллиативная помощь — это профессиональное сопереживание, выраженное в действии. Ведь в ней постоянно звучит вопрос — «Что еще можно сделать?»

О том, что нужно знать врачам-онкологам о паллиативе и как должна быть построена маршрутизация пациента, которого невозможно вылечить рассказала врач-химиотерапевт Зоя Васильевна Дьяконенко. 

Где учат паллиативной помощиОбзор программ повышения квалификации, стажировок по паллиативной помощи для врачей, медсестер и не только, а также — конференции, онлайн-библиотеки, журналы и другие источники знаний

Сколько времени в обучении врача-онколога уделяется тому, как работать с паллиативными пациентами?

За все годы обучения в университете информации о том, как сопровождать паллиативных пациентов нам, по сути, не давали. На курсе по этике и деонтологии упоминалось, как говорить с пациентом на сложные темы. Но это капля в море в масштабах всего обучения. 

По большей части тонкостям работы с паллиативными пациентами, коммуникации с ними, мы учимся у старших товарищей, коллег. Какого-то специализированного обучения, например, как ординатура, не существует. Получить информацию о паллиативе, по сути, можно, только если интересуешься этим вопросом самостоятельно: найти обучающие программы, курсы повышения квалификации, посетить специализированные конференции, участвовать в лекциях или вебинарах, читать книги. Если есть желание, найти источники информации возможно. 

То есть тема паллиативной помощи стоит особняком и, например, на онко-конференциях эти вопросы не поднимаются? 

Вот сейчас мы говорим об этом, и я понимаю, что да, паллиативные конференции проводятся как отдельные мероприятия. Было бы хорошо, чтобы на Онкологическом конгрессе или подобных крупных мероприятиях проводились семинары или лекции, посвященные паллиативу.

Это было бы очень полезно, и не только для онкологов. Ведь, как правило, паллиативные пациенты от нас переходят к участковым врачам-терапевтам. А у них очень большая нагрузка, много задач и в результате перегрузки качество работы часто падает. У них обычно не бывает времени разобраться, что делать в той или иной ситуации со сложным пациентом.  

Сообщение плохих новостей: как не травмировать пациентаКак сделать тяжелый разговор более бережным для всех его участников

Когда становится понятно, что вылечить пациента невозможно, и ваша работа с ним заканчивается, как он может узнать о возможности получать паллиативную помощь, вы рассказываете ему? 

Да, конечно, именно я. 

Когда методы лечения исчерпаны, а состояние пациента продолжает ухудшаться, мы переводим его на симптоматическое сопровождение. 

Способы облегчения состояния пациента зависят от симптомов: подбор противоболевой терапии, установка всевозможных стом (для питания, испражнения, дыхания), проведение плевро-/торакоцентезов («откачки» жидкостей из грудной и брюшной полостей), а также оказание психологической поддержки. Наша задача сделать это так, чтобы качество жизни, короткой или длинной, не пострадало. 

В какой-то момент приходится объяснять человеку и его близким, что все методы куративного лечения исчерпаны и теперь мы можем бороться только с проявлениями болезни, но не с самим заболеванием. Я рассказываю о том, что это значит, о хосписах, выездных службах и о том, какие процедуры пациент и/или родственник может выполнять в домашних условиях, а для чего потребуется госпитализация в стационар. 

Многие люди очень боятся слова «хоспис», думая, что это место, где люди умирают. Поэтому я и говорю, что нужно больше рассказывать о паллиативе не только медикам, но и простым людям. 

Я объясняю своим пациентам, что в хосписах, безусловно, есть умирающие, но иногда туда госпитализируют для того, чтобы подобрать адекватную схему обезболивания, а потом, когда состояние человека стабилизируется, его выписывают домой. 

Некоторые процедуры невозможно провести дома, многие не могут организовать грамотный уход. Иногда в хоспис приезжают пациенты, у которых есть родственники, по тем или иным причинам не способные за ними ухаживать должным образом, с сильно запущенной симптоматикой, с выраженным болевым синдромом. В таких случаях лучше госпитализировать человека в хоспис и навещать, чем усугубить его состояние дома. При грамотной работе персонала даже самые запущенные и тяжелые случаи имеют шанс на улучшение состояния.    

«Паллиативная помощь для меня — постоянный источник личностного роста»Выпускница Высшей школы онкологии — о том, почему перешла работать в хоспис, и чем паллиативщики могут помочь человеку на 4 стадии онкологического заболевания

Насколько хорошо у нас налажена маршрутизация паллиативных пациентов, осведомлены ли онкологи о том, как нужно действовать? 

К сожалению, не все коллеги-онкологи предлагают пациентам, которым это нужно, обратиться за паллиативной помощью. В большинстве случаев пациенты «сбрасываются» на участковых врачей. Заниматься такими пациентами действительно их задача, но я уже говорила о том, что они часто не знают, что делать или просто не успевают сориентироваться из-за большой нагрузки. 

Важно

А ведь для паллиативных пациентов бесценна каждая минута. Поэтому важно, чтобы как можно большее количество специалистов говорили им о возможности получения паллиативной помощи, могли объяснить, что это, и рассказать, где ее можно получить.

В то же время не стоит забывать о специфике работы врача с пациентом. Хирурги, например, в большинстве случаев видят пациента один, максимум три раза, в то время как химиотерапевты ведут своих пациентов по несколько месяцев, а то и лет, проживают с ними горести и радости, ремиссии, выздоровления, прогрессирования и даже смерть, то же самое касается участковых врачей.   

Но в целом я могу сказать, что маршрутизация пациента — это наша боль. Есть пробелы в законодательстве, несостыковки в вопросах финансирования и достаточно много бюрократии. 

Еще одна проблема — нехватка… всего: паллиативных специалистов, коек, стационаров, кабинетов и выездных служб. Ситуация постепенно улучшается, но на это еще нужно время. 

Бывает, что на целый регион всего одно или два учреждения, оказывающих паллиативную помощь. Получается, пациента нужно везти 300-400 км до койки? Это же просто бред. Но, даже если человек добрался до стационара, там может попросту не быть мест.

Многие вещи не продуманы, нет четкой схемы работы, понимания кто за что отвечает и куда нужно направить пациента. Нередки такие ситуации: человек прописан в одном регионе, лечится в другом, а умирает в третьем. Часто он не может получить паллиативную койку из-за бюрократической путаницы. Или пациент, имеющий инвалидность, отказался от льготы в пользу денежной компенсации. В таком случае препараты, положенные ему по льготе, он получать уже не может. Восстановить соцпакет можно только раз в год. Если у него нет возможности приобрести препарат самостоятельно, что ему делать? Это кошмар.   

Благотворительные койки в московских хосписахДля кого они предназначены и кто за них платит

Что, по-вашему, стоит изменить, чтобы система стала удобной и для онкологов, и для коллег из паллиативного сопровождения, и, самое главное, для пациентов? 

Самое первое и самое важное — это повышение осведомленности о том, что такое паллиативная помощь, когда и кому она нужна и как ее получить. 

Для пациентов и их родственников, мне кажется были бы полезны «школы пациента». Они включают в себя образовательные программы, затрагивающие  различные аспекты паллиативной терапии, включая уход за больными, облегчение боли, психологическую поддержку и другие важные темы.

А для персонала должны стать обязательными различные обучения, например: по обезболиванию, коммуникации, по сложным психологическим состояниям пациентов во время лечения. 

Все это даст понимание, как работать, как вести таких пациентов, поможет минимизировать ошибки, снизит длительность ожидания в очередях или даже уберет необходимость идти в больницу тем, кто может без этого обойтись. 

Еще одно полезное, на мой взгляд, предложение, — разделение труда. Онкологов нужно разделить на диагностических специалистов, лечащих и паллиативных. И паллиативный специалист должен быть в каждом учреждении. 

Паллиативная помощь должна стать максимально доступной. Именно мы, врачи, можем предотвратить бессмысленные и безрезультатные хождения людей по разным учреждениям, бесконечное стояние в очередях. Особенно это касается амбулаторного звена. Важно наладить «передачу» человека из рук в руки паллиативному специалисту, который уже будет вести его до тех пор, пока не встанет вопрос о том, где пациент хотел бы провести оставшееся время, дома или в хосписе. 

Как определить, что человек нуждается в паллиативной помощиКритерии и шкалы оценки, а также рекомендации, как вести медицинскую документацию паллиативных пациентов в стационаре

В одной из своих лекций Кэтрин Слиман, специалист по паллиативной медицине в Институте Сесилии Сандерс в королевском колледже Лондона, рассказывала о любопытном эксперименте, проводимом несколько лет назад группой ученых из США, в исследовании участвовали пациенты с раком легких. Диагноз им был только что поставлен, но заболевание было обнаружено на поздней стадии, прогноз для этих пациентов был неутешительный.

В ходе эксперимента их разделили на две группы. Одна группа получала традиционные для больных раком методы лечения, онкологи лечили их по стандартной схеме. Вторая группа получала то же лечение, но о них также заботились специалисты по паллиативной помощи.

Авторы исследования обнаружили, что состояние пациентов которые получали и паллиативную помощь улучшилось. Их реже нужно было госпитализировать, они меньше нуждались в агрессивных процедурах. Паллиативная помощь действительно улучшила качество и увеличила продолжительность их жизни. И конечно, улучшила качество смерти, подарив многим пациентам возможность умереть дома, комфортно.

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru. 

Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги. 

https://pro-palliativ.ru/blog/palliativnaya-pomoshh-eto-professionalnoe-soperezhivanie-vyrazhennoe-v-dejstvii/
Поделиться

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно