Профилактика падений пациентов
Профилактика падений пациентов
Этот материал подготовлен на основе лекции «Риски падения. Профилактика падения», прочитанной экспертом по уходу Леной Андрев для сотрудников Центра паллиативной помощи ДЗМ.
Работа с пространством:
Нет — лишним предметам
В комнате не должно быть никаких преград. Что не опасно для здорового, может стать проблемой для больного: никаких ковров, оторванного линолеума, проводов, неустойчивой мебели и разбросанных предметов.
Да — тормозам
Коляски, каталки, кровати всегда должны стоять на тормозе.
Свободу коридорам
Не расставляйте предметы вдоль стен — у пациента должна быть возможность прислониться к стене.
Главное — на расстоянии вытянутой руки
Все необходимое пациенту — книга, стакан воды, телефон, пульт от телевизора и пр. — должны находиться в доступной близости.
Табличка «Мокрый пол»
Не забывайте о ней. А лучше — не мойте пол во время, когда пациенты гуляют или обедают.
Организуйте безопасность ночью
Самые частые падения — ночные.
Положите матрас у кровати.
Уберите все коврики или используйте нескользящие, чтобы пациент “не поехал” на них.
Никогда не привязывайте пациента к кровати.
Работа с пациентом:
Наблюдайте
Оцените риски падения пациента, например, при помощи шкалы Морсе. Наблюдайте за походкой пациента, поставьте себя на его место и оцените удобство окружающей среды.
Изучайте биографию
Узнайте у родственников особенности пациента: его привычки, опыт падений в прошлом, пристрастия в одежде и обуви — все, что может спровоцировать риск падения.
Общайтесь
Говорите с пациентом о риске падений: расскажите, на что обратить внимание. Просите звать о помощи при необходимости, не стесняться этого и обязательно ждать помощи.
Будьте рядом
Будьте готовы прийти на помощь пациенту. Проверьте, услышите ли вы пациента и как быстро сможете подойти к нему.
Работа в команде:
Делитесь
О рисках падения должны знать все сотрудники: тогда уборщицы не будут мыть пол в обед, техники не будут разбрасывать провода, разносчицы еды будут правильно сервировать стол, а волонтеры помогут правильно организовать пространство.
Обучайте
Все новые сотрудники и волонтеры должны знать о вашей системе предотвращения падений. Обучите их и расскажите о своем опыте.
Не скрывайте
Не скрывайте факты падения пациентов. Объясните всем, кто ухаживает за пациентом, что падение – это не лично их ошибка, а недосмотр системы. И помните, что научиться можно только через опыт.
Учитесь
Фиксируйте информацию о падениях пациента. Ведите протокол падений, собирайте статистику, анализируйте места, где пациенты падают.
Предупреждайте
Обращайте внимание на свою обувь и одежду.
Обувь должна быть удобной, без скользкой подошвы, с низким каблуком.
Не надевайте украшения: браслеты и большие сережки могут зацепиться за одежду пациента.
Падают все
Никогда не наказывайте сотрудников за падения пациентов. Иначе они могут избегать пациентов с высоким риском падения, испытывать страх и вину. Создайте систему, которая максимально поможет предупредить падения.
Если человек упал, предложите ему пройти дорогу, на которой он упал, вместе с вами. Проверьте, нет ли на ней препятствий, ненужных вещей, свободен ли проход, есть ли возможность передохнуть и на что-то опереться или схватиться. Очень важно – забрать у человека страх падений.
Памятку по профилактике падений вы можете скачать в формате pdf здесь.