Как специалистам по социальной работе заполнять амбулаторную карту тяжелобольного ребенка

Нужен ли единый подход и универсальная форма амбулаторной карты? Опыт социальных работников из разных регионов

Как специалистам по социальной работе заполнять амбулаторную карту тяжелобольного ребенка

Нужен ли единый подход и универсальная форма амбулаторной карты? Опыт социальных работников из разных регионов
Содержание
Как работают в Кемерово
Как работают в Сургуте
Как работают в Первом московском детском хосписе
Как работают в Перми
Как работают в Детском хосписе «Дом с маяком»

Социальные работники — одни из ключевых членов команды в детской паллиативной помощи. Благодаря их труду, дети начинают получать необходимые технические средства реабилитации, специализированное лечебное питание, рекомендуемые врачами лекарства и многое другое. К сожалению, часто их работа остается как бы «за кадром», поскольку единой документации, доступной всем, кто так или иначе связан с оказанием паллиативной помощи ребенку, просто не существует. По крайней мере, федеральное законодательство не устанавливает ее единой формы. 

Нет даже каких-либо нормативно-правовых актов рекомендательного характера. В каких-то медицинских организациях порядок ведения и формы такой документации устанавливает приказ руководителя. А где-то сотрудники фиксируют информацию о подопечных семьях на свое усмотрение.

По мнению юрисконсульта фонда помощи хосписам вера «Вера» Анны Повалихиной оптимальным был бы формат утверждения порядка и формы документации социальных работников на уровне субъекта РФ, но пока в России такой общепринятой практики нет. Чтобы разобраться, как справляются социальные работники, оказывающие паллиативную помощь детям, мы поговорили со специалистами из разных регионов.

Как работают в Кемерово

Сотрудники отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям города Кемерово пока не придумали оптимальный вариант ведения документации специалистами социальной службы. Каждый сотрудник просто делает собственные заметки в свободной форме у себя в блокноте. Конечно, он может в любой момент к ним обратиться, но это не дает возможности увидеть результаты работы другим специалистам и не обеспечивает преемственности. Поэтому сейчас отделение в поисках идеальной формулы ведения медицинской документации. Сотрудники склоняются к тому, чтобы сделать отдельный раздел для специалистов социальной службы в амбулаторной карте. 

9 нормативно-правовых актов, которые регулируют предоставление людям мер социальной защитыВ том числе порядок признания человека инвалидом

«Я не уверена, что можно создать что-то универсальное, что могли бы использовать все службы, поскольку, как показывает практика, функционал социального работника от организации к организации сильно отличается. Где-то деятельность специалиста по социальной работе больше направлена на организацию досуга семьи и ребенка, в других местах больше затрагиваются правовые аспекты — лекарственное обеспечение, получение технических средств реабилитации и так далее. Хотелось бы, чтобы однажды наши подходы стали едиными».

Кристина Ворушило, специалист по социальной работе, г. Кемерово

В Московском многопрофильном центре паллиативной помощи. разработана универсальная модель ведения амбулаторной карты паллиативного пациента. В предложенную карту заносятся не только медицинские сведения о человеке, но и его бытовые, психологические и социальные проблемы. А заполняют карту врач, медсестра и социальный работник. Образцы всех документов амбулаторной карты Московского многопрофильного центра паллиативной помощи можно скачать по этой ссылке.

Как работают в Сургуте

В отделении выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям города Сургута используют социальный паспорт семьи. Он включает в себя подробное описание социально-бытовых условий, состава семьи, социально-психологического климата семьи и так далее. В этом же паспорте можно найти краткое описание физического и психического развития ребенка, ознакомиться со списком учреждений, которые помогают семье, а также с мерами социальной поддержки, которые получает семья.  

Бланк «Социальный паспорт», Сургутская городская клиническая больница, отделение выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям

«Социальный паспорт удобно использовать в работе, потому что сразу видишь пробелы и составляешь план работы с семьей исходя из того, какие потребности ребенка не удовлетворяются. Когда я только устроилась на работу, социальные паспорта стали моим спасением. Со всеми сразу не встретишься, поэтому сначала я знакомилась с семьями заочно — по социальному паспорту, а потом выезжала и уже могла помочь с какими-то конкретными проблемами (например, с консультацией по получению ТСР ребенку, у которого не обновлялась ИПРА)».

Дарья Моисеева, специалист по социальной работе, г. Сургут

Социальный паспорт заполняется родителями после первого знакомства с социальным работником. Если родитель не может справиться с заполнением — а это не так то просто, поскольку многие вопросы довольно сложно сформулированы, то специалист по социальной работе помогает при созвоне или во время следующего визита. 

Этот документ позволяет увидеть картину в семье в целом, но не отражает динамику в работе. Одно из решений, которое видят сургутские специалисты — это заполнение документации после каждого визита в семью, но сейчас такой практики нет. 

 

Скачать шаблон социального паспорта семьи

Как работают в Первом московском детском хосписе

В Первом московском детском хосписе есть утвержденные шаблоны документации для специалистов по социальной работе Социальной службы. После первого визита в семью специалист по социальной работе заполняет «Первичное посещение сотрудником социальной службы». Это основная форма, в ней отражены все актуальные потребности семьи и ребенка, а также вся подробная информация о семье. 

Бланк «Первичное посещение сотрудником социальной службы»

Скачать шаблон бланка первичного посещения семьи

Для всех последующих визитов в семью и созвонов используется форма «Патронаж /телефонный звонок сотрудником социальной службы». Эта форма отражает цель взаимодействия с семьей, а также выполненные в ходе взаимодействия мероприятия. Так, если специалист забирал оборудование и посещал аптеку для получения лекарственных препаратов, или оказывал помощь в каких-то юридических вопросах это отражается в данной форме. 

Бланк «Патронаж /телефонный звонок сотрудником социальной службы»

Скачать шаблон формы для визитов и созвонов

Кроме того, на каждого ребенка специалист по социальной работе ведет информационный лист. В этот документ в хронологическом порядке вносятся все звонки и посещения семьи.

Бланк «Информационный лист по обеспечению дополнительных потребностей»

Скачать шаблон информационного листа

Такой способ ведения документации позволяет фиксировать работу специалиста и при необходимости обращаться к карте для оценки динамики работы с семьей. 

Больше жизниМария Баженова, координатор проекта «Больше жизни» Пермского благотворительного фонда «Дедморозим» рассказывает, как удалось организовать помощь тяжелобольным детям в Пермском крае

Как работают в Перми

В выездной паллиативной службе АНО «Дедморозим» города Перми используются разные формы ведения документации социальной службой. В амбулаторной карте есть раздел, где размещаются первичная консультация специалиста по социальной работе и все последующие повторные консультации. Кроме того, при первичном контакте с семьей специалист по социально-правовой работе составляет план действий на основе выявленных потребностей и обсуждает его с семьей. При повторных консультациях в план могут вноситься изменения. 

«Форма первичной консультации более унифицирована, содержит в себе подробные разделы (например, образование, лекарственное обеспечение и так далее). Она наиболее полно отражает текущее положение ребенка и семьи. Повторная форма консультации менее подробна и более свободна в заполнении.

На сегодняшний день документация — главный источник информации о состоянии и потребностях ребенка как для медицинской, так и для социальной службы.

Но ведение амбулаторной карты не заменяет личного контакта и необходимости решения отдельных задач совместно всеми членами мультидисциплинарной команды. Чаще с этой целью используются общие встречи, личное обращение, совместное составление индивидуального плана по работе с семьей».

Дарья Крылова, специалист по социально-правовой работе, выездная паллиативная служба АНО агентство медицинских и социальных услуг «Дедморозим», г. Пермь

Специалисты социальной службы отделения выездной паллиативной службы «Дедморозим» также занимаются оптимизацией процессов. Сегодня цель такая: усовершенствовать формы, чтобы они решали задачи по отслеживанию прогресса и результатов решения проблем.  Такая потребность связана с тем,  что с прошлого года в службе существенно увеличилось количество сопровождаемых детей. Вырос и объем информации, которую необходимо отслеживать (например, получает ли ребенок специализированное лечебное питание, есть ли сейчас трудности в получении какого-то лекарственного препарата и так далее). Создание форм отслеживания процессов или усовершенствование уже имеющихся поможет выстраивать плановую работу, проводить аналитику проделанной работы и тех сфер, где возникают трудности.

Бланк «Первичная консультация специалиста по социальной работе», выездная паллиативная служба АНО агентство медицинских и социальных услуг «Дедморозим», г. Пермь

Скачать шаблон бланка первичной консультации

Как работают в Детском хосписе «Дом с маяком»

У специалистов социально-правового отдела Детского хосписа «Дом с маяком» многие процессы автоматизированы Это касается и обмена информацией между членами команды. Система обмена информацией между сотрудниками построена на выполнении конкретных задач, у каждой из которых есть свой срок, исполнители  наблюдатели. Это удобно для контроля процессов и хранения информации. 

«Вся работа начинается с заполнения “Опросника” при первой встрече с семьей. Уже во время визита специалист, используя шаблон, ставит галочки и делает отметки в опроснике (оформлена ли у ребенка инвалидность, нуждается ли он в пандусе, кто ухаживает за ребенком и так далее). Заполнение опросника позволяет выявить актуальные потребности семьи и ребенка. И уже после анализа опросника можно ставить конкретные задачи для работы с семьей себе или другим членам команды».

Антонина Говоркова, руководитель социально-правового отдела г. Москвы Детского хосписа «Дом с маяком»

Для каждой задачи по ребенку у специалиста по социально-правовой работе есть отчет.  

Например, отчет по коррекции ИПРА, отчет по получению лекарственных препаратов, отчет по получению специализированного лечебного питания и так далее. Задача может быть решена за один день, а может растянуться на несколько месяцев, отчет будет закрыт только после решения задачи. 

Система отчетности позволяет не путаться в процессах и всегда видеть на каком этапе находится выполнение задачи. Кроме того, это позволяет соблюдать преемственность. Если один из сотрудников уходит в отпуск, его замещает другой специалист, и он может увидеть все задачи и то на каком этапе они находятся.

Бланк «Опросник при первой встрече», Детский хоспис «Дом с маяком», г. Москва

Скачать шаблон опросника Детскому хоспису «Дом с маяком» — 10 летДетский хоспис «Дом с маяком» был создан, чтобы помочь детям и молодым взрослым, чьи болезни признаны неизлечимыми. Помочь не только снять боль или остановить судороги, но и сделать так, чтобы в жизни этих ребят было много счастья и радости. Помочь сохранить детство до самых последних дней. Читайте о том, что «Дому с маяком» удалось сделать за 10 лет.

Обобщение опыта разных организаций, оказывающих паллиативную помощь, в первую очередь, отражает потребность в ведении документации сотрудниками социальной службы. При этом многие специалисты отмечают необходимость создания единой формы, которая позволит качественно оказывать помощь и отслеживать социальные аспекты состояния пациента в динамике. 

 

Материал подготовлен с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru. 

Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги. 

Фото: Freepik

https://pro-palliativ.ru/blog/kak-spetsialistam-po-sotsialnoj-rabote-zapolnyat-ambulatornuyu-kartu-tyazhelobolnogo-rebenka/
Поделиться

Горячая линия помощи неизлечимо больным людям

Звоните круглосуточно и бесплатно, если:
· не знаете, как помочь вашему тяжелобольному близкому,
· хотите узнать, как ухаживать за вашим близким дома,
· вы растеряны, потеряны и вам нужна поддержка психолога.

8-800-700-84-36

Круглосуточно, бесплатно

Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Почему это важно