«Без умения сопереживать невозможно качественно ухаживать за пациентом»
«Без умения сопереживать невозможно качественно ухаживать за пациентом»
О том, что состояние пациентов во многом зависит от того, как с ним общаются медсестры, студентам медколледжей рассказывают редко. А ведь это знание не просто помогает в работе, иногда оно полностью переворачивает представление о выбранной профессии.
Герой нашей статьи — Рауль Латифов, старший медицинский брат отделения длительной респираторной поддержки хосписа «Коломенский», учась в колледже, чуть было совсем не разочаровался в медицине. Он уже начал размышлять о том, какую бы найти специальность после получения диплома, как неожиданно его направили на практику в хоспис. Это всё изменило.
Оказалось, что в хосписе — всё для людей. Погулять? В любое время. Покурить? Конечно, можно. Родственники и друзья могут быть рядом круглосуточно. Волонтеры, концерты, сама обстановка — совсем не больничная.
Именно здесь Рауль сформулировал для себя основную мысль, характеризующую паллиативную помощь: сострадание — это мост между страданием и надеждой, который позволяет нам видеть свет жизни даже в ее последних мгновениях.
Рауль считает, что часть рабочего дня, когда у медсестры или медбрата есть возможность это сострадание проявить — и прежде всего, ощутить самому — это сестринский обход. Время, отведенное больничным распорядком, на то, чтобы выяснить физическое состояние больного человека и наметить план ухода, — шанс для «работы души» обоих: и пациента, и того, кто за ним ухаживает.
Как использовать этот шанс во время обхода, как общаться с подопечными, как их поддержать и на что обращать внимание Рауль Фархадович Латифов рассказал читателям нашего портала.
Как подготовиться к обходу
Рауль советует перед началом обхода внимательно изучить истории болезни и постараться получить максимум информации от коллег. «Не забывайте, что, кроме болезни и ее проявлений, нужно узнать и психологические особенности человека, характер, личную историю. Кем ваш пациент работал? Есть ли у него дети? В каких отношениях он со своей семьей? Все это поможет быстрее найти общий язык».
В этом вопросе важна преемственность: передавайте информацию коллегам максимально полно.
У нас был пациент, который всем говорил, что не может двигать ни руками, ни ногами. Но когда никто не видел, он вполне хорошо двигался. Очевидно, ему не хватало внимания и заботы, и он старался получить их, как умел. Я поговорил с ним, попросил постараться не отказываться от того, что он еще способен сделать сам, объяснил, к каким последствиям это может привести: атрофия мышц, контрактуры, проблемы с сердцем и сном. Он согласился со мной и при мне мог сам и поесть, и почистить зубы, и взять воду с тумбочки. А чтобы так же он вел себя и с остальными медсестрами, всю информацию я подробно передал во время передачи смены, описал все аргументы и достигнутые договоренности.
Основные задачи сестринского обхода: Помните: сестринский обход в хосписе не может ограничиваться только проверкой физического состояния человека.
Как помочь пациенту открыться
Чтобы человеку было проще расслабиться и открыться, а вам — получить больше правдивой информации о его состоянии и проблемах, обращайте внимание на следующие моменты:
- Сядьте рядом с пациентом, чтобы быть с ним на одном уровне. «Я сам очень не люблю, когда я сижу, а кто-то подходит и начинает говорить со мной, глядя сверху вниз. Когда с тобой говорят “сверху”, чувствуешь себя некомфортно».
- Не принимайте закрытые позы. Наклонитесь чуть вперед, это невербально дает понять, что вы заинтересованы. «Я заметил, что, когда мне неинтересно, некомфортно, я могу скрестить руки. Как бы я ни устал, каким бы сложным ни был день, рядом с пациентом я этого не допускаю, специально слежу за собой».
- Установите зрительный контакт, смотрите на человека, а не «сквозь» него.
- Старайтесь говорить спокойно и мягко, а еще медленно и четко, ведь в стрессовой ситуации восприятие может ухудшиться. «Поговорив с пациентом, я стараюсь убедиться, что он все понял и запомнил. Могу попросить прямо: расскажите, пожалуйста, все, что вы поняли».
- Будьте доброжелательны и внимательны. Установить доверительные отношение поможет улыбка. Позвольте пациенту говорить, не перебивайте, задавайте открытые вопросы.
- Проговаривайте все свои действия. «Поверьте, нет ничего страшнее, чем попытки какого-то постороннего человека что-то сделать с вами без вашего согласия, особенно, когда вы не можете ничего сказать или как-то показать свое отношение к происходящему».
- И, конечно, нельзя забывать про ширму. Отгораживайте ею пациента от соседей по палате во время любых манипуляций и, особенно, перед гигиеническими процедурами. Уважайте личное пространство человека, даже если вам кажется, что он не понимает, что происходит.
Важные составляющие обхода: эмпатия и коммуникация
«Без умения сопереживать невозможно качественно ухаживать за пациентом»
Будьте открыты для чувств и эмоций вашего подопечного, даже для самых сложных, так вы сможете понять и поддержать его. А правильная коммуникация поможет разобраться, чего человек хочет на самом деле, что его волнует, чего ему не хватает.
Порой близким пациента может потребоваться намного больше внимания и поддержки, чем ему самому. И это нормально, ведь эмоциональное состояние окружения напрямую влияет на пациента.
У нас в отделении была женщина, в сознании, полностью парализованная. К ней приходили две дочери, и обе — очень тревожные. Они переживали о том, как ухаживают за их мамой, поэтому не могли просто взять ее за руку, пересказать последние новости, сказать, как любят ее, побыть рядом, без суеты и тревоги. Они старались проявить свою любовь в действии, поэтому, придя к ней, сразу начинали проверять, насколько увлажнена ее кожа, изменились ли пролежни, поменяли ли ей подгузник, просанировали ли ее и так далее. Я провел очень много времени, разговаривая с ними: объяснял, что для ослабленного человека любые телодвижения — это стресс, каждый поворот — усилие и тревога. Рассказывал, как строится работа у нас в отделении, как часто и в каких ситуациях: санируют, меняют подгузник, положение тела и так далее. Я объяснял это не один раз и не два, потому что, понимал: когда твой близкий тяжело болен, а ты ничем не можешь ему помочь, когда основную заботу о нем приходится переложить на других людей, — это страшно. Иногда, если они не могли приехать в мои рабочие часы, мы созванивались и проговаривали все волнующие их вопросы, снова и снова. Когда дочери нашей пациентки поняли, что у нас все под контролем, что за их мамой хорошо ухаживают, она ни в чем не нуждается, они успокоились и смогли быть рядом с ней просто как любящие дочери.
Что может пойти не так во время обхода
1. Сложности в общении
Общаться с человеком, который не может говорить, бывает очень сложно. Рауль Фархадович предлагает несколько способов, которые могут помочь:
- Жесты и мимика. Для того, чтобы общаться таким образом, нужно выработать систему невербальных обозначений для ответов «Да» и «Нет». Самое простое — кивнуть или качнуть головой, но не все пациенты на это способны. Можно предложить моргнуть один или два раза, шевельнуть мизинцем и так далее — все зависит от возможностей человека. Поначалу вы можете сбиваться, задавать открытые вопросы, но со временем научитесь формулировать их правильно.
- Блокнот и ручка. Если человек не может говорить, но может писать — это нужно использовать.
- Общение с помощью алфавита. В зависимости от состояния пациента, он может указывать на буквы руками или взглядом. Способ сложный и долгий, к этому нужно быть готовым. Если есть возможность, можно обратиться к современным технологиям: айтрекер — устройство для отслеживания взгляда — позволяет парализованному человеку взглядом напечатать текст на ноутбуке.
«Для того, чтобы подобрать правильный способ общения, который подходит вашему пациенту, а потом использовать его, понадобится время, которого всем нам так не хватает. Но, пожалуйста, позаботьтесь об этом, ведь для любого человека, в каком бы состоянии он ни был, важно иметь возможность высказаться и быть услышанным».
2. Невнимание к пациенту
Алине Григорьевне 80 лет, у нее миастения. Она почти не двигается самостоятельно: может двигать руками, помогает переворачивать себя в постели. Из-за усиления дисфагии ей установили трахеостому. Алина Григорьевна постоянно вызывает медсестер, но, когда они подходят, оказывается, что она просто хотела внимания и ничто конкретно ее не беспокоит. Если медсестра подходит к ее соседке, то и к ней нужно обязательно подойти. Она просит санировать ее чуть ли не каждые 10 минут. А раз в неделю ей становится неудобно лежать на противопролежневом матрасе. Тогда я подхожу, меняю режим минут на пятнадцать, после этого ей снова становится неудобно, и я возвращаю режим на прежний. Так ей будет комфортно еще неделю, после чего все повторится. Алина Григорьевна, вызывая персонал, нажимает на кнопку вызова не единожды, а постоянно, пока к ней не подойдут. И я очень боюсь: медсестры привыкнут, что она вызывает их без повода, и, если случится что-то действительно важное: аппарат выйдет из строя, трахеостомическая трубка перестанет функционировать, банально поперхнется — не воспримут сигнал всерьез и не успеют среагировать.
Пожалуйста, не игнорируйте жалобы пациентов, даже когда вам они кажутся надуманными!
3. Мало времени, много задач
Побыть с каждым пациентом достаточное количество времени, чтобы успеть провести все процедуры и пообщаться так, чтобы он не чувствовал себя одиноким и покинутым — идеальная картинка, которая не так часто встречается в реальности.
Рауль Фархадович с сожалением признает: мы и рады бы проводить больше времени с пациентами, но из-за кадрового дефицита и большого количества бумажной работы — иногда просто не успеваем.
«Чтобы компенсировать недостаток времени, важно помнить, каждый раз, рядом с каждым пациентом, что перед нами человек, у него свой характер, желания, мечты и страхи. Даже ограниченное количество времени рядом с ним мы можем провести с пользой».
4. Планирование рабочего дня
«Я ежедневно составляю себе план работы: что каждому пациенту нужно сделать, что кому обещал, как все организовать, чтобы успеть. Когда ко мне подходят с жалобами, что не успевают что-то сделать, я предлагаю проанализировать: что вы делаете, сколько времени на это тратите. В большинстве случаев удается помочь благодаря составлению плана на день».
5. Позаботьтесь о себе
Следите за собственным состоянием и не допускайте выгорания. Медицинские работники подвержены ему больше, чем представители других профессий. И именно выгорание может стать причиной любой из вышеперечисленных ошибок.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru.
Запрещается перепечатка материалов сайта на ресурсах сети Интернет, предлагающих платные услуги.